Жалоба в ФАС – это самостоятельный документ, с которым вправе обратиться в суд любое заинтересованное лицо в целях обнаружения нарушений антимонопольного законодательства. Сегодня мы расскажем, какими вопросами заведует антимонопольная служба, какими обладает полномочиями, как правильно составить жалобу и передать на рассмотрение получателю.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Федеральная антимонопольная служба
ФАС является государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением действующего антимонопольного законодательства. Законодатель наделяет ведомство рядом полномочий и привилегий, позволяющих проводить проверки на местах, разбираться в обращениях граждан, привлекать правонарушителей к административной ответственности. Отделения ФАС размещены в каждом городе нашего государства, что позволяет гражданам без особых затруднений обращаться с жалобами.
Отметим, что ответственность за нарушения антимонопольного характера – административная, предусматривается статьями Кодекса об административных правонарушениях. Здесь можно выделить:
- заключение сделок, ограничивающих конкуренцию;
- недобросовестная конкуренция;
- нарушение правил организации деятельности по продаже товаров.
Нормы Кодекса предусматривают санкции в виде административного штрафа. Так, для юридических лиц размер штрафа в среднем будет составлять от ста до пятисот тысяч рублей. То, какую сумму назначить в качестве наказания, определит суд, ориентируясь на характер правонарушения и фактические обстоятельства дела.
Обращение с жалобой
Федеральная антимонопольная служба является государственным учреждением, а значит, её деятельность попадает под действие ФЗ «Об обращениях граждан». Согласно данному нормативно правовому акту служба обязана рассматривать все поступившие в её адрес обращения, давать на них мотивированные ответы и по необходимости проводить проверки. Если никаких оснований для проведения проверки сотрудниками ФАС обнаружено не будет, заявитель жалобы должен получить мотивированный ответ о причинах отказа в принятии жалобы.
Отметим, что законодатель установил срок рассмотрения обращения граждан в 30 календарных дней. В исключительных случаях этот промежуток времени может быть растянут. Как правило, такая необходимость возникает при проведении глубоких исследований и проверок. По факту продления выносится соответствующее решение руководителя органа.
Если представитель ФАС пропустит установленный законом срок, он, будучи должностным лицом, будет подлежать административной ответственности. Нарушение правил рассмотрения обращений граждан относится к административным правонарушениям, наказывается штрафом от пяти до десяти тысяч рублей.
Предмет обращения
Как мы уже выяснили ранее, предметом разбирательства всегда будут являться нарушения антимонопольного законодательства. Отметим, что выступить с жалобой может как заинтересованное лицо, так и рядовой гражданин, даже не являющийся субъектом предпринимательской деятельности.
Как правило, большинство споров касаются размещения противоречащей антимонопольному законодательству рекламы. Конкретные запреты упоминаются в ФЗ «О рекламе». Так, сведения не должны порочить других субъектов рынка, их продукцию, оказываемые ими услуги и выполняемые работы.
Отдельная категория антимонопольных нарушений кроется в системе Госзакупок. В теории аукцион должен проводиться непредвзято, а победить в нём должен тот исполнитель, который предложил наиболее выгодные условия. Представитель государственного учреждения, размещающий заявку на портале, может указать такие условия соответствия, что большинство субъектов рынка под них попросту не попадут. Как правило, такие требования оказываются необоснованными, вследствие чего индивидуальные предприниматели и юрлица жалуются в ФАС.
Как подать документы
Подготавливая жалобу в ФАС, следует понимать, что к ней необходимо будет приложить ряд документов, подтверждающих вашу позицию. Безусловно, можно обойтись и без таковых, однако в таком случае сроки рассмотрения обращения существенно затянутся, либо представитель ведомства вовсе не найдёт оснований для проверки.
Итак, передать пакет документов можно тремя способами:
- лично в руки сотруднику антимонопольной службы;
- посредством услуг Почты России, заказным письмом с уведомлением о вручении;
- через раздел «обращения граждан» на сайте органа.
Какой бы способ ни выбрал заявитель жалобы, срок обращения всегда будет составлять 30 календарных дней. Причём точкой отсчёта будет считаться дата приёма жалобы к производству, то есть её регистрация в качестве входящего сообщения.
Инструкция по составлению жалобы
Формирование любого обращения в государственный орган следует начать с обозначения, кому и от кого подаётся документ. В шапке отмечаем наименование организации (ФАС), ФИО и должность её руководителя, а также юридический адрес. Здесь же обозначим свои ФИО, паспортные данные, место регистрации, номер сотового телефона или адрес электронной почты.
Ниже по документу начинаем разъяснять, что именно стало причиной для обращения. Если вам стало известно о заключении незаконной сделки или размещении противоречащего действующему законодательству баннера, отмечаем это. Будет лучше указать ФИО задействованных лиц, наименования причастных компаний или индивидуальных предпринимателей, а также прочие сведения, способные помочь при проведении проверки.
Следующим шагом обращаемся к представителям антимонопольного ведомства, просим их провести проверку по факту выявленных вами нарушений, и, при необходимости, привлечь причастных к административной ответственности.
Примерный образец