Жалоба в Центробанк – это самостоятельный документ, который может заявить любой гражданин, столкнувшийся с нарушением своих прав при взаимодействии с кредитными и финансовыми организациями. Сегодня мы расскажем, по каким вопросам можно обращаться в Центробанк, как правильно сформировать жалобу и направить на рассмотрение.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Поводы для обращения
Согласно ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» Центробанк представляет собой организацию, осуществляющую регулирование деятельность всех кредитных финансовых организаций на территории государства. Именно ЦБ определяет ключевую ставку, ставку рефинансирования, регулирует курс рубля и осуществляет многие иные необходимые для поддержания экономики действия. Более того, ЦБ осуществляет надзор за соблюдением законодательства в сфере банковской деятельности.
Оформляя кредит или ипотеку, банковская организация может навязывать вам дополнительные услуги. В частности, к таковым можно отнести выбор конкретной страховой фирмы, оформление договора купли-продажи недвижимости или иного другого объекта силами собственного юридического отдела и многое другое.
Ещё одно основание бля обжалования – блокировка банковского счета или несанкционированное удержание денежных средств. Большинство споров в подобной категории крутятся вокруг ФЗ «О противодействии легализации доходов». Согласно данному нормативному правовому акту кредитные организации могут блокировать счета клиентов лишь за подозрения в отмывании денежных средств или спонсировании терроризма.
Заявление жалобы
Заявить жалобу в Центробанк в теории можно на любое, даже самое незначительное нарушение, однако делать этого в большинстве случаев не приходится. Как показывает практика, практически любой спорный вопрос можно урегулировать путём обращения непосредственно в саму кредитную организацию, нарушившую ваши права, с претензией. Финансовые фирмы обычно крайне щепетильно подходят к своей деловой репутации, стараются сглаживать углы при общении с клиентами, избегать дополнительного внимания со стороны государственных органов.
Как бы то ни было, если договориться мирно не удалось, приступаем к процедуре обращения с жалобой. Первым делом следует определиться, каким именно способом мы будем передавать документ на рассмотрение. Всего существует три варианта:
- нарочная передача жалобы, то есть из рук в руки;
- отправка заказным письмом через Почту России;
- обращение через официальный сайт Центробанка.
В последнем варианте из представленных не потребуется формировать бумажный вариант обращения, так как веб-сайт в разделе «обращения граждан» предложит заявителю специальную форму для заполнения.
Для того чтобы воспользоваться нарочной передачей необязательно проживать в столице. Несмотря на то, что согласно ч. 4 ст. 1. ФЗ «О Центральном банке РФ» местонахождение центральных органов Банка России – город Москва, представительства банка расположены в каждом регионе. При наличии такой возможности следует предварительно записаться на личный приём, вручить документ сотруднику банка лично в руки. Один экземпляр обязательно должен остаться на руках у заявителя.
Отправка заказного письма видится самым удобным и доступным для большинства граждан вариантом. Уточнить точные адрес и индекс ЦБ можно на официальном веб-портале. Учтём, что доставка корреспонденции может занять какое-то время.
Форма документа
Форма жалобы в Центробанк не утверждена на законодательном уровне, в результате чего признаётся свободной. Так, любой гражданин, желающий обратиться на официальном уровне, вправе составить официальную бумагу в свободной форме. В любом случае придётся придерживаться общих правил делового документооборота, то есть соблюдать нормы русского языка, делового этикета.
Написать содержание жалобы можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Любой деловой документ традиционно исполняется на чистом листе бумаги формата А4.
Инструкция по составлению жалобы
Начинаем процесс формирования жалобы в Центробанк с обозначения, кому и от кого она подаётся. В правом верхнем углу листа бумаги мы укажем полное наименование банковской организации, а также ФИО заявителя, серию и номер его паспорта, место прописки, номер сотового телефона или адрес электронной почты. Средства обратной связи необходимы для того, чтобы сотрудники ЦБ могли связаться с заявителем жалобы, задать ему дополнительные вопросы.
Ниже по документу отмечаем, что вы являетесь клиентом конкретной банковской организации, однако контрагент своими действиями нарушил ваши законные права и интересы. Будет лучше, если вы сможете предоставить доказательства своей позиции относительно нарушения прав. В качестве подтверждения ссылаемся на полученный ответ из банка, указываем ФИО сотрудников, с которыми вы непосредственно взаимодействовали, прочие сведения, которые могут помочь разобраться.
Следующим шагом обращаемся к представителю Центробанка, просим разобраться в указанном вами вопросе, пресечь нарушения прав, а также привлечь виновных лиц к ответственности. Заверяем официальную бумагу автографом с расшифровкой, передаём на рассмотрение нарочным способом или отправляем по почте. В течение тридцати календарных дней ЦБ обязан дать вам мотивированный ответ. Решение Банка России обязательно для исполнения любой кредитной организацией, осуществляющую свою деятельность на территории РФ.
Примерный образец