Жалоба начальнику отделения судебных приставов – это документ, с которым взыскатель или должник по исполнительному производству могут обратиться в адрес руководителя отдела судебных приставов, попросить признать постановления его подчинённого незаконным, применить к должностному лицу меры дисциплинарного или административного характера. Сегодня мы разберемся, какие действия судебного пристава-исполнителя можно расценить как нарушения, каким образом начальник отдела может исправить ситуацию.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Начальник отдела приставов
Начальник отдела судебных приставов – это должностное лицо, занимающее руководящую должность в одном конкретно взятом отделении. Внутренняя иерархия Федеральной службы ФССП устроена по стандартной вертикальной схеме. Судебный пристав-исполнитель подчиняется старшему судебному приставу или начальнику отдела, а тот в свою очередь – начальнику регионального управления.
123 статья Федерального закона «Об исполнительном производстве» регламентирует порядок обжалования решений судебных приставов. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя заявляется на имя начальника отдела. Руководитель сможет не только признать акт незаконным, но также привлечь своего подчинённого к административной или дисциплинарной ответственности.
Нарушения в работе
Любое отклонение судебного пристава-исполнителя от установленных в Федеральном законе правил можно назвать нарушением. Причем жертвой этих нарушений может стать как должник, с которого непосредственно и удерживаются деньги, так и взыскатель, передавший документы на исполнение. В случае с должником пристав может позволить себе применить незаконные механизмы воздействия, например, арестовав имущество на существенно большую сумму, чем сумма взыскания.
Взыскатели чаще всего жалуются на бездействие должностного лица. По идее, судебный пристав исполнитель по факту возбуждения исполнительного производства обязан произвести работу по части идентификации должника (если данные не прописаны в исполнительном документе), обнаружению источников его дохода, наложению на них ареста. Для достижения этих целей сотруднику ФССП придется взаимодействовать с судом, адресной службой, кредитными организации и прочими организациями, государственными органами.
Как показывает практика, ФССП испытывает кадровый голод, рабочей силы попросту не хватает, а количество работы лишь увеличивается с каждым годом. Иногда пристав может облегчить себе задачу и прописать в постановлении, что доходов должника не обнаружено, даже не попытавшись их установить.
Форма документа
Форма жалобы начальнику отдела судебных приставов не утверждается на законодательном уровне ни одним нормативным правовым актом, что позволяет участникам судебного процесса формировать документ своими силами. При работе с официальной бумагой уделим особое внимание правилам делового документооборота в части соблюдения норм пунктуации и орфографии, делового стиля общения и так далее. Из содержания жалобы должно быть понятно, кому она подаётся, от кого, по какому вопросу.
Несмотря на отсутствие утвержденных бланков, за годы практики была выработана примерная структура, которой должен придерживаться заявитель: шапка, основной блок, обращение к начальнику отдела, дата и подпись. Написать сам текст допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств.
Инструкция по составлению жалобы
Жалоба начальнику отдела судебных приставов начинается с шапки. В правом верхнем углу листа бумаги в дательном падеже указываем ФИО руководителя отделения, юридический адрес ведомства. Затем здесь же, но уже в родительном падеже, обозначим ФИО заявителя жалобы, серию и номер его паспорта, место прописки. В обязательном порядке оставляем хотя бы одно средство обратной связи: номер сотового телефона, адрес электронной почты или адрес для почтовой корреспонденции. Если не прописать ничего, ответ поступит заказным письмом по месту прописки.
Приступая к основной части, потребуется отметить, какое отношение вы как гражданин имеете к отделу судебных приставов, то есть, укажем свой процессуальный статус в исполнительном производстве: должник, взыскатель, законный представитель. Затем указываем реквизиты официальных бумаг: дата и номер исполнительного документа, дата вынесения постановления о возбуждении или прекращении исполнительного производства, номер исполнительного производства. Обозначим также ФИО и должность сотрудника, занимающегося вашим вопросом, утверждаем, что он вышел за пределы своих полномочий и нарушил ваши процессуальные или гражданские права.
Следующим шагом мы обращаемся к начальнику, просим признать решение судебного пристава незаконным, применить в его отношении меру дисциплинарного или административного взыскания. В отдельных случаях вопрос может дойти даже до возбуждения уголовного дела, однако это большая редкость. Чаще всего спор завершается удовлетворением просьбы, прописанной в жалобе.
Примерный образец
Если вас не удовлетворит решение, принятое начальником отдела судебных приставов, вы можете его обжаловать. Теперь нам уже придётся обращаться с жалобой на имя заместителя начальника регионального управления ФССП. Следующей ступенью выступит непосредственно сам начальник управления. Последняя инстанция – главный судебный пристав Российской Федерации.