Жалоба на застройщика – это самостоятельный документ, с которым вправе обратиться в государственные органы обманутые дольщики объекта строительства, недовольные его качеством или отдельными моментами по исполнению условий соглашения. Сегодня мы расскажем, по каким основаниям можно пожаловаться на застройщика, куда подавать официальную бумагу, как правильно её составить и передать на рассмотрение.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Споры с застройщиком
Строительством жилых и нежилых помещений в настоящее время по большей части занимаются частные организации, пусть и порой делают они это за счёт государственного бюджета. Если речь идёт о возведении муниципального учреждения, тендер разыгрывается по системе Госзакупок. Как показывает практика, далеко не каждый строительный подрядчик подходит к своей работе со всей ответственностью и надлежащим образом исполняет взятые на себя обязательства.
Можно сказать, если объект строительства был завершён, то это уже неплохо. Бывают ситуации, когда застройщик банкротится на одном из начальных этапов строительства, а все дольщики оказываются в неприятной ситуации. Несмотря на то, что законодательство в данном случае будет на их стороне, процесс возмещения затраченных денежных средств может значительно затянуться, в результате чего граждане временно останутся без жилья.
Основания для подачи жалобы
Оснований для подачи жалобы на застройщика можно перечислить великое множество. Самыми популярными из них являются:
- обнаружение недостатков при приёмке объекта долевого строительства;
- несоответствие объекта нормам действующего законодательства (государственным стандартам);
- нарушение сроков сдачи объекта в эксплуатацию;
- увеличение цены договора в ходе строительства;
- и так далее.
Подать жалобу можно практически на любом этапе правоотношений. Стартовой точкой признаётся заключение договора, а вот с конечной всё не так просто. Многие ошибочно полагают, что приёмка квартиры будет означать полный отказ от всех претензий по обнаруженным дефектам, однако это не так. Застройщик обязан предоставлять гарантию на качество своей работы в течение трёх лет с момента запуска в эксплуатацию. Если при приёмке вы обнаружите какие-то моменты, не препятствующие сдаче в эксплуатацию, однако вас не устраивающие, вы можете смело подписывать приёмопередаточный акт с указанием в нём недостатков. Контрагент будет обязан их устранить в разумные сроки.
Куда обращаться
Надзором за соблюдением законодательства застройщиками объектов долевого строительства занимается множество различных государственных учреждений: Роспотребнадзор, Прокуратура РФ, Министерство строительства Российской Федерации и Департамент строительства каждого отдельно взятого региона. Как показывает практика, самым верным вариантом будет подача жалобы именно в прокуратуру, так как данный орган осуществляет надзор за соблюдением законодательства во всех без исключения сферах. Более того, если в рамках прокурорской проверки будут выявлены серьёзные нарушения норм действующего законодательства, застройщик может быть привлечён к административной или уголовной ответственности.
На данный момент прокурор не обладает правом возбуждения уголовного дела, однако он может подать сигнал в органы внутренних дел, которые и реализуют инициативу. Если дело дойдёт до суда, прокурор будет представлять интересы обманутого дольщика.
Как подать жалобу
Обратиться с жалобой в прокуратуру РФ можно несколькими способами: нарочным, через услуги Почты России, посредством оформления обращения через официальный сайт надзорного органа. Рассмотрим плюсы и минусы каждого из них.
Нарочный вариант считается традиционным, применяется в большинстве случаев. Жалоба подаётся в районную прокуратуру, к которой вы относитесь по месту регистрации. Потребуется самолично посетить отделение, передать документацию в специальное окошко. Должностное лицо проштампует ваше обращение отметкой о принятии с указанием даты, передаст прокурору на проверку.
Если районная прокуратура располагается слишком далеко от вашего места жительства, как это обычно и бывает, есть возможность отправить жалобу заказным письмом с уведомлением о вручении. Таким образом сроки рассмотрения могут несколько растянуться, тем не менее заявитель в любом случае добьётся поставленной перед собой цели.
Самым простым в исполнении видится вариант с обращением через официальный сайт органа. На интернет-портале можно обнаружить раздел «обращения граждан».
Инструкция по оформлению жалобы
Жалоба на застройщика, вне зависимости от того, куда она будет подаваться, формируется из трёх структурных элементов: шапка, содержательный блок и просительная часть. Рассмотрим особенности каждой из них.
В шапке документа, в правом верхнем углу листа бумаги, мы пропишем, кому подаётся наша жалоба, от кого. Для этого указываем полное наименование получающей организации, ФИО и должность её руководителя, местонахождение отделения. Затем здесь же отметим свои ФИО, серию и номер паспорта, место прописки, номер сотового телефона для обратной связи.
В содержательной части отмечаем, что вы являетесь долевым собственником объекта строительства, обнаружили определённые недостатки в работе застройщика. Потребуется сослаться на конкретные недостатки, выявленные вами при приёмке или на ином этапе.
Ниже по документу обращаемся к должностному лицу, просим его провести ряд проверочных мероприятий и привлечь недобросовестного контрагента к юридической ответственности. В течение тридцати дней будет получен ответ.
Примерный образец