Жалоба на страховую компанию – это самостоятельный документ, в котором заявитель просит соответствующий контролирующий орган разобраться в нарушении его законных прав и интересов со стороны страховой организации. Сегодня мы расскажем о самых популярных нарушениях условий страхового договора со стороны страховщика, разберёмся, куда нужно жаловаться, а также приведём инструкцию по составлению официальной бумаги.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Споры со страховой фирмой
Споры со страховой компанией у граждан случаются на регулярной основе. Основных моментов здесь два – сроки осуществления выплаты страховой премии и её размер. Разберёмся во всём поподробнее.
Что касаемо сроков, то здесь всё довольно-таки просто. Рассмотрим процедуру на примере получения страховой премии по полису ОСАГО. Правовая регламентация вопроса приводится в ФЗ «Об ОСАГО». Нормативный правовой акт устанавливает, что страховщик обязан выплатить страхователю денежные средства по договору в течение двадцати календарных дней с даты обращения (нерабочие и праздничные дни не в счёт). Таким образом, если ваша страховая организация не уложилась в установленные законом сроки, что случается повсеместно, вы имеете право пожаловаться в государственные органы.
Сумма страховой премии определяется исходя из причинённого ущерба имуществу, жизни и здоровью человека. Здесь играет роль заключение независимого эксперта. Недобросовестный контрагент может доверить проведение исследования эксперту, который специально снизит сумму ущерба. Такая практика постоянно применяется в делах по ДТП. Эксперт рассчитывает стоимость ремонта исходя из рыночных цен на неоригинальные запчасти, а сам ремонт запрашивает в дешёвых автосервисах.
Есть у вас есть подозрения, что страховая насчитала слишком мало, рекомендуем заказать ещё одну экспертизу в другом месте. В случае расхождения сумм можно будет выйти на страховщика с исковым заявлением в суд.
Куда жаловаться
Вопросы страхования граждан подпадают под компетенцию Роспотребнадзора. Всё дело в том, что страхование считается предоставлением услуги, а значит, является предметом действия Закона «О защите прав потребителей». Сотрудники ведомства, получившие жалобу на руки, рассмотрят её, проанализируют. Если исходя из содержания документа проверяющий придёт к выводу об однозначном нарушении потребительских прав, он осуществит выезд на место, проведёт самостоятельную проверку.
Отметим, что общий срок рассмотрения жалоб граждан регламентируется в ФЗ «Об обращениях граждан», составляет 30 календарных дней. Если для дачи мотивированного ответа потребуется проведение дополнительных мероприятий, срок может быть продлён до 60 календарных дней. Как бы то ни было, заявитель в любом случае должен получить мотивированный ответ, будь то отказ или отчёт о предпринятых мерах в отношении нарушителя.
Ответственность страховой
Страховая компания несёт ответственность не только перед своими страховщиками, но также и перед государством. Нарушение потребительских прав граждан будет расценено как административное правонарушение, наказываться в соответствии с нормами КоАП. Организации, вероятнее всего, придётся заплатить денежный штраф, однако сумма пойдёт в государственный бюджет.
Что же до страхователя, то он имеет возможность не только получить причитающуюся ему страховую премию, но также и неустойку за просрочку исполнения обязательства, сумму штрафа в размере 50 процентов от общего размера всех выплат. Для этого потребуется заявить гражданский иск в рамках возбуждённого административного производства. Сделать это будет несложно, так как сотрудник Роспотребнадзора уже подготовил пакет всех необходимых документов для подачи заявления, начала рассмотрения спора в суде. Для достижения желаемого результата нам потребуется:
- копия страхового договора;
- копия страхового полиса;
- копия заключения экспертизы;
- иные официальные бумаги, подтверждающие факты нарушений со стороны страховщика.
Инструкция по составлению жалобы
Жалобы граждан в любые государственные и негосударственные организации принято составлять в свободной форме без использования каких-либо бланков. На официальном сайте Роспотребнадзора или в офисе ведомства можно будет обнаружить подготовленные для заполнения шаблоны, однако пользоваться ими необязательно. Если представитель надзорного органа откажется принимать у вас написанную в свободной форме жалобу, такие действия будут строго незаконными.
Составляем жалобу с её шапки, отметив, куда и от кого она подаётся. Прописываем наименование организации-получателя, а также адрес её расположения. В этом же блоке укажем ФИО заявителя, серию и номер его паспорта, место прописки. Не забываем отметить дату составления документа.
Следующим шагом переходим к основному блоку, в котором разъясним сложившуюся ситуацию. Начнём с самого факта заключения страхового договора со ссылками на него, кратко описываем условия соглашения. Далее обозначим, что имел место страховой случай, а страховщик проигнорировал ваше заявление либо насчитал меньшую сумму, чем положено. Ссылаться на нормы действующего законодательства необязательно, но лишним не будет. Таким образом мы поможем проверяющему сотруднику лучше понять вашу правовую позицию по данному вопросу.
Ниже по документу переходим к просительной части. Обращаемся к надзорному органу, просим провести проверку по факту нарушения ваших потребительских прав, принять соответствующие меры и привлечь нарушителей к административной ответственности. Заверяем официальную бумагу своим автографом, передаём на рассмотрение любым удобным способом (из рук в руки, почта, электронная почта).
Примерный образец