Жалоба на сотрудника за хамское поведение – это документ, с которым любой гражданин может обратиться в адрес руководителя организации, выступающей работодателю по отношении к сотруднику, с целью привлечения оного к ответственности. Сегодня мы разберемся, какие санкции могут грозить работнику той или иной сферы за хамское обращение с гражданами.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Хамское поведение на работе
Хамское поведение на рабочем месте – это проблема, с которой стараются бороться все организации, работающие в сфере обслуживания граждан, оказания им услуг, розничной купли-продажи. Несмотря на то, что существует ряд нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу, ни один из них не содержит ничего, что бы затрагивало хамство. Этот аспект поведения работников отдаётся на откуп работодателю.
Согласно положениям Трудового кодекса РФ работодатель обладает возможность издавать локальные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми сотрудниками, если его нормы не противоречат нормам действующего законодательства и не ущемляют права работников. Речь идёт, конечно же, о правилах внутреннего трудового распорядка и должностных инструкциях. Обычно в должностной инструкции сотрудников, так и или иначе работающих гражданами (продавцы-консультанты, кассиры, операторы), прописаны пункты, согласно которым необходимо вежливо вести себя с клиентом.
Санкции от работодателя
Как только работодатель узнает, что его сотрудник по-хамски ведёт себя с клиентами, потребуется принимать решение, каким образом решать этот вопрос. Здесь открывается несколько вариантов, каждый из которых так или иначе используется на практике.
Трудовой кодекс РФ предусматривает всего три разновидности наказания, которые руководство компании может применить к сотруднику. Сюда относят замечание, выговор и увольнение. Уволить за хамство не выйдет, так как Закон «О труде» содержит исчерпывающий перечень основания для расторжения трудового договора в одностороннем порядке и хамства там нет. Чаще всего применяется замечание либо выговор. Выговор будет означать невозможность получить премиальную часть заработной платы в течение всего срока действия взыскания, который в свою очередь составляет один год с даты вынесения приказа.
Другой подход к наказанию связан с материальной подоплекой. Несмотря на то, что трудовое законодательство запрещает штрафовать сотрудников на деньги, организации обходят этот запрет через лазейки в законе. В большинстве организация большая часть заработной платы – это премия. Выплачивать сотруднику премию или же нет – решает работодатель. Так, если работник будет плохо исполнять свои должностные обязанности, в том числе и хамить клиентам, вероятнее всего премии в этом месяце он не получит.
Кому жаловаться
Жалобу на хамское поведение следует заявлять на имя непосредственного руководителя сотрудника, не умеющего себя вести с клиентами. Как правило, непосредственным руководителем будет являться администратор, старший смены или начальник отдела. Здесь всё будет зависеть от особенностей внутренней структуры организации.
Непосредственный начальник самостоятельно не может оказать никакого влияние на подчиненного, ведь согласно положениям трудового законодательства лишь директор может привлекать к ответственности.
Форма документа
Жалоба на сотрудника за хамское поведение, вне зависимости от кого, в какую организацию она подаётся, может составляться в свободной форме. Безусловно, заявителю жалобы в любом случае придётся руководствоваться общими правилами делового документооборота, соблюдать нормы русского языка. Как бы то ни было, организация не сможет отказать в принятии жалобы, сославшись лишь на форму её исполнения.
Написать текст документа можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Традиционным носителем информации выступит, как всегда, чистый лист бумаги формата А4.
Инструкция по составлению жалобы
Первый структурный элемент жалобы – шапка. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем полное наименование компании, в которую заявляется жалоба, ФИО и должность её руководителя или начальника конкретного структурного подразделения, юридический адрес, по которому фирма поставлена на учёт в налоговой. Узнать всю необходимую информацию можно, заказав онлайн-выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. В качестве данных о себе заявитель указывает свои ФИО, серию и номер паспорта, место прописки. Не забываем также оставить номер сотового телефона или адрес электронной почты в качестве средств обратной связи.
Ниже по документу приступаем к оформлению основного структурного блока жалобы. Утверждаем, что вы взаимодействовали с сотрудником компании лично или по телефону, в рамках беседы человек начал вести себя по-хамски, то есть грубить, оскорблять и иными способами проявлять неуважение.
Следующим шагом мы обращаемся к руководителю компании, просим его принять меры в отношении своего подчинённого, применить к нему меры дисциплинарного характера. Итоговый вариант жалобы потребуется заверить автографом, передать на рассмотрение нарочным способом или отправить заказное письмо через отделение почтовой связи.
Примерный образец
Когда организация примет решение по вашему обращению, она должна направить вам ответ, отчитаться о результатах обработки жалобы. Ответ высылают по месту прописки, если не указан адрес электронной почты.