Жалоба на сотрудника – это документ, с которым посетитель какого-либо заведения или магазина розничной торговли может обратиться к руководству предприятия с целью выразить своё недовольство относительно поведения работника. В рамках настоящего материала мы разберёмся в правовой стороне вопроса, а также расскажем, как добиться справедливости в случае хамского отношения со стороны сотрудников.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Конфликты с сотрудниками заведений
Конфликты с сотрудниками заведений и магазинов происходят у граждан на регулярной основе в силу человеческого фактора и прочих немаловажных моментов. Сотрудник, будучи представителем организации, должен вести себя подобающе, не допускать хамского отношения к клиентам (посетителям), грубости в их адрес. Тем не менее такие ситуации случаются нередко, вследствие чего возникает необходимость разобраться в вопросе, оставаясь в рамках правового поля.
Ответов на вопрос о том, куда можно пожаловаться, несколько. Рассмотрим каждый вариант поподробнее.
Книга жалоб и предложений
Первый и самый очевидный вариант – написать жалобу в книгу отзывов и предложений. Практически на каждом предприятии организован уголок потребителя, где размещаются:
- Закон «О защите прав потребителей»;
- Закон «О торговле»;
- сведения о постановке предпринимателя или юридического лица на учёт в налоговом органе;
- книга жалоб и предложений.
Несмотря на то, что данный способ обращения видится самым простым, он одновременно будет считаться и самым неэффективным. Пользоваться им можно только в тех случаях, когда заявитель не особо заинтересован в достижении поставленной перед собой цели, а желает лишь подпортить репутацию заведению.
Жалоба руководству
Жалоба руководству предприятия возымеет значительно больший эффект, чем запись в книге отзывов. Официальная бумага оформляется по общим правилам делового документооборота и может подаваться как на имя непосредственного руководителя сотрудника, так и на имя директора организации. Мы бы порекомендовали начать процедуру разбирательства именно с местного руководства, так как таким образом санкции к нарушителю будет применены в более скором порядке.
В документе потребуется разъяснить, какие именно действия работника спровоцировали вас на составление жалобы. Среди самых популярных можно выделить следующие:
- хамское отношение, грубость и оскорбления в адрес клиента;
- отказ от оказания помощи в выборе товара;
- несоблюдение профилактических мер, установленных эпидемиологическим органом;
- содержание помещения предприятия в грязи, отказ от уборки туалета;
- курение на рабочем месте;
- отсутствие на рабочем месте в течение рабочего дня;
- и так далее.
Роспотребнадзор
Обратиться с жалобой на сотрудника можно также в государственные ведомства. В частности, речь идёт о Роспотребнадзоре. В силу того, что предприятие в рамках своей деятельности взаимодействует с гражданами, оказывает им услуги, продаёт товары, оно попадает под действие Закона «О защите прав потребителей». Нормативный правовой акт гласит, что граждане должны получать услуги и товары надлежащего качества. Любое отклонение от данного правила может послужить привлечением предприятия к административной ответственности. Более того, в рамках разбирательства по вашей жалобе могут быть выявлены и иные нарушения, не связанные с предметом обращения.
Обращение в суд
Продолжая тему защиты прав потребителей, напомним, что граждане Российской Федерации имеют возможность восстановить свои нарушенные гражданские права путём обращения в суд общей юрисдикции с исковым заявлением. Практика показывает, что истец в подобной ситуации может рассчитывать на компенсацию причинённого ему морального вреда. Суд обычно удовлетворяет суммы от одной до пяти тысяч рублей, в зависимости от фактических обстоятельств дела и аргументации заявителя.
Подать исковое заявление можно в суд по месту регистрации ответчика или истца, по выбору заявителя. Платить пошлину не придётся, так как потребительский закон освобождает истца от этой обязанности.
Рассказываем, как составить жалобу
Первым делом обратим внимание на шапку документа, отметим, кому и от кого она подаётся. В правом верхнем углу листа бумаги прописываем наименование организации-получателя, ФИО представителя (если известен конкретный человек), адрес нахождения. Здесь же указываем свои ФИО, серию и номер паспорта, место прописки, а также контактные данные. Именно на основании этих сведений получатель и будет высылать вам мотивированный ответ по факту рассмотрения обращения.
Далее приступаем к формированию основного блока, в котором нам потребуется разъяснить, что именно произошло. Придерживаемся делового стиля языка, не прибегая к оскорблениям, фамильярству и пренебрежительному отношению. Текст жалобы должен быть составлен в строгом ключе. Самое главное, что потребуется отметить, — это факт нарушения ваших прав или действующего законодательства со стороны сотрудника.
На основании вашей жалобы руководство предприятия сможет принять решение о том, какие санкции применить к своему подчинённому. Варианта всего три: замечание, выговор и увольнение. Безусловно, всё зависит от характера проступка, однако на практике до увольнения доходит крайне редко.
Заверяем официальную бумагу своим автографом, расшифровываем его, оставляем дату составления. У получателя будет от 10 до 30 дней на направление мотивированного ответа (в зависимости от того, куда подаётся жалоба). Ответ будет получен тем же способом, каким и была подана жалоба, если в тексте документа на было указано иное.
Примерный образец