Жалоба на разглашение врачебной тайны – это документ, с которым пациент больницы может обратиться в адрес руководства медицинской организации или непосредственно в государственный орган, сообщить о нарушении, привлечь виновных лиц к ответственности. Сегодня мы разберемся, что понимается под врачебной тайной, кому можно разглашать сведения о заболевании пациента, куда жаловаться, как правильно составить документ.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Врачебная тайна
Термин «врачебная тайна» упоминается в положениях ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Под этим термином скрывается любая информация, касающаяся самого факта обращения гражданина в больничное учреждение, его диагноза, процессе лечения. По идее, знакомиться с подобными сведениями может лишь сам пациент или его законные представители, если больной является несовершеннолетним или недееспособным по состоянию психического здоровья. Во всех остальных случаях данные не могут быть разглашены даже ближайшим родственникам без согласия самого пациента.
При обращении в любую больничную организацию пациент подписывает согласие на обработку персональных банных. Руководство поликлиники, частной или государственной, несёт ответственность перед пациентами не только за качество оказываемых услуг, но и за неразглашение информации о частной жизни.
Разглашение информации
Разглашение врачебной тайны, как показывает многолетний опыт, может происходить различными путями. Рассмотрим несколько их них.
Первый вариант – сообщение информации о заболевании пациента его родственникам без согласия субъекта персональных данных. Такое встречается сплошь и рядом. Жалобу следует заявлять на лечащего врача, допустившего подобное нарушение закона.
Второй вариант – появление информации о заболевании человека в СМИ. С развитием социальных сетей секретная информация стала становиться общедоступной куда чаще, чем это было ранее. Врачи и иной медицинский персонал также пользуются интернетом, посещают форумы и соцсети, где делятся случаями из практики. Разглашение сведений подобным образом – грубейшее проявление непрофессионализма.
Третий вариант – ведение картотеки личных дел пациентов таким образом, что они становятся достояние общественности. Иногда на обложках больничных карточек граждан делают специальные отметки, свидетельствующие о наличии того или иного заболевания. Безусловно, для работников поликлиники это крайне удобно, ведь так гораздо проще сортировать бумаги, однако, если относиться к документообороту безответственно, выкладывать карточки на столы в регистратуре, информация может стать общедоступной.
Куда жаловаться
Пожаловаться на разглашение врачебной тайны в первую очередь следует главному врачу больничного учреждения. Главврач как руководитель несёт ответственность за работу всей организации в целом, обладает полномочиями по проведению служебных проверок. Принимая такую жалобу к производству, следует начать внутреннюю проверку с целью установления, кто из сотрудников допустил разглашение врачебной тайны, при каких обстоятельствах, в каких целях.
Если руководство поликлиники не смогло разобраться в вопросах и нарушитель закона так и остался безнаказанным, можно пожаловаться в прокуратуру. Прокуратура является государственным надзорным органом, тесно взаимодействующим с полицией и следственным комитетом. Обратим внимание, что разглашение врачебной тайны – уголовно наказуемое деяние, то есть преступление. Преступнику будет грозить наказание вплоть до реального лишения свободы в исправительной колонии. Прокурор, принявший жалобу к производству, осуществит выезд на место, проведёт собственную проверку, при необходимости передаст дело в руки сотрудников органов внутренних дел.
В принципе, пациент может миновать этап с обращением к руководству больницы, сразу же заявив жалобу в надзорное ведомство. Этот вопрос для себя решает исключительно сам гражданин.
Пошаговая инструкция по составлению жалобы
Жалоба на разглашение врачебной тайны, вне зависимости от того куда она подаётся, будет формироваться по общим правилам делового документооборота. Речь идёт как о форме, так и о содержании официальной бумаги.
Из содержания шапки должно стать ясно, кому подаётся документ, от кого. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем ФИО представителя организации, в которую мы обращаемся, его должность, юридический адрес офиса (управления прокуратуры или юридического лица). Затем здесь же обозначим ФИО пациента, серию и номер его паспорта, место прописки.
Ниже по документу мы утверждаем, что обращались за медицинской помощью в частную или государственную поликлинику, оставив её реквизиты (наименование и адрес), однако столкнулись с нарушением права на частную жизнь. Утверждаем, что кто-то из сотрудников больницы разгласил детали вашей истории болезни третьим лицам, чем нарушил законодательство о врачебной тайне. Если вам известны ФИО и должность, ответственного за разглашение, укажите эту информацию. В любом случае проверяющим нужно с чего-то начать.
Следующим шагом мы обращаемся к представителю организации-адресата, просим принять жалобу к производству, привлечь виновного сотрудника больницы к ответственности перед законом. Итоговый вариант жалобы потребуется заверить автографом, проставить дату его формирования. Теперь, когда официальная бумага полностью составлена, можно передавать её на рассмотрение одним из трёх способов:
- нарочным;
- через официальный веб-сайт;
- посредством услуг Почты России.
Гражданин вправе воспользоваться любым вариантом из трёх. Сроки рассмотрения и прочие процессуальные моменты не изменятся в зависимости от этого фактора.
Примерный образец