Жалоба на мошенничество в интернете – это документ, с которым вправе обратиться в государственный орган любой бдительный гражданин, заподозривший обман на интернет-портале. Сегодня мы расскажем о разновидностях интернет-мошенничества, объясним, куда обращаться, как правильно составить официальную бумагу.

Мошенничество в интернете

По состоянию на сегодняшний день огромная доля бизнеса перешла в интернет-пространство. Так, в сети крутятся большие суммы денег, а значит, мошенничества в данном сегменте избежать попросту нельзя. Мошенники могут пытаться заполучить денежные средства путём обмана различными способами:

  • фишинг, то есть выкачивание данных с устройства посетителя сайта. Это может быть практически что угодно, от размещённой на его компьютере или телефоне информации и до пароля от банковской карты;
  • продажа товара ненадлежащего качества. Продавец продаёт подделки по ценам оригинального продукта;
  • обман граждан посредством отправки пустых посылок или их не отправления вовсе.

Как бы то ни было, мошенничество признаётся действующим законодательством уголовным преступлением, санкция за которое предусмотрена статьёй 159 Уголовного кодекса РФ. Норма содержит множество различных квалифицирующих признаков, среди которых также есть мошенничество с использованием сети «Интернет».

Роскомнадзор

Пожаловаться на факт интернет-мошенничества можно в несколько государственных органов. Первым из них будет, конечно же, Роскомнадзор. Именно этот орган исполнительной власти осуществляет надзор за соблюдением норм законодательства в сети. Специалисты ведомства смогут провести необходимые проверки, установить, кому принадлежит мошеннический сайт, кто является выгодополучателем.

Как показывает практика, далеко не в каждом случае удаётся установить личность преступника, в связи с чем уголовное дело тянется до тех пор, пока не истекут сроки следствия. Мошенники научились надёжно скрывать свои персональные данные от представителей государственных органов.

Роспотребнадзор

Второй орган, куда можно подать жалобу, — это Роспотребнадзор. Его квалификация несколько уже, предусматривает нарушение именно потребительских прав. Жалобу в Роспотребнадзор следует подавать в том случае, если вы приобрели товар ненадлежащего качества с доставкой или он не был доставлен вам вовсе. Закон «О защите прав потребителей» наделяет граждан дополнительными гарантиями в сфере розничной купли-продажи, предоставления услуг населению.

Недобросовестного продавца привлекут к административной ответственности, а обездоленный потребитель сможет рассчитывать на компенсацию своих убытков, неустойку и судебный штраф в размере 50 процентов от удовлетворённой решением суда суммы.

Управление МВД

Правом возбуждения уголовных дел в настоящий момент обладают исключительно органы внутренних дел. Жалоба по своей юридической значимости не равносильна заявлению о возбуждении уголовного дела, так как имеет своей целью инициировать проверку. Если по результатам проверочных мероприятий должностное лицо управления МВД выявит эпизоды преступления, уголовное дело будет возбуждено.

Прокуратура РФ

Прокуратура представляет собой надзорный орган, наблюдающий за соблюдением положений закона во всех правовых сферах. Более того, прокурор обладает рядом полномочий, позволяющих ему оценивать законность выносимых должностными лицами решений. Так, в рамках прокурорской проверки могут быть выявлены ещё и правонарушения, совершённые представителями государственных ведомств при обработке вашего обращения.

Нормативная база

Единственным нормативным правовым актом, которым должен руководствоваться гражданин при формировании жалобы в госорган, является ФЗ «Об обращениях граждан». В нём законодатель утверждает общий порядок рассмотрения жалобы, сроки, варианты возможной реакции стороны-получателя. Так, должностное лицо может отказать в принятии жалобы за отсутствием оснований, принять её к производству либо передать в другой орган, который компетентен разрешать такие вопросы.

Вне зависимости от того, куда вы решили подавать жалобу, правила её составления не изменятся. Так, обращение всегда формируется в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Данное положение ни в коем случае не означает, что гражданин волен указывать в жалобе всё, что угодно, ведь в любом случае потребуется соблюдать правила русского языка, делового документооборота.

Рассказываем, как правильно составить жалобу

В шапке документа нам потребуется отметить, кому она подаётся, от кого, по какому адресу. Прописываем наименование государственного органа, в который направляется официальная бумага, ФИО должностного лица, адрес управления. Затем обозначим свои ФИО, серию и номер паспорта, место регистрации. В обязательном порядке указываем номер сотового телефона для связи, ведь у представителя проверяющей стороны могут возникнуть к вам дополнительные вопросы.

Следующим шагом переходим к формированию основного содержательного блока. Указываем, что вы столкнулись с эпизодом мошенничества на просторах сети «Интернет», оставляем ссылку на сайт и описываем ситуацию более подробно. Должностное лицо должно понимать, с каким именно видом мошенничества оно имеет дело, ведь от этого будет зависеть методика расследования.

Ниже по документу обращаемся к представителю госоргана, просим провести проверку указанных вами обстоятельств, прекратить деятельность интернет-сайта и привлечь его собственников к уголовной или административной ответственности. Заявитель должен получить ответ в течение тридцати календарных дней.

Примерный образец