Жалоба на государственного служащего – это документ, с которым любой гражданин, чьи законные права и интересы были нарушены действиями государственного служащего, может обратиться в государственный орган и сообщить о нарушениях. Сегодня мы разберемся, каким образом госслужащий может нарушить права человека, какая ответственность предусмотрена за подобные нарушения, куда жаловаться, как правильно сформировать официальную бумагу.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Государственный служащий
Государственным служащим признается лицо, работодателем которого выступает какой-либо государственный орган. Это может быть таможенник, налоговый инспектор, работник суда, сотрудник правительства и так далее и тому подобное. Если обратить внимание на статистику, порядка двадцати процентов работоспособного населения нашей страны задействованы на государственной службе. Основной нормативный акт по теме – это Федеральный закон «О государственной службе». Здесь приводятся общие положения о том, что представляет собой госслужба, какие принципа она в себе несет, чем должен руководствоваться служащий в своей работе.
У каждого ведомства есть свои локальные акты, в которых прописываются права и обязанности сотрудников, их полномочия. Например, инспектор ГИБДД имеет право выносит административные постановления в отношении нарушителей правил дорожного движения. Безусловно, его компетенция не столь широка, а значит, в случае выявления серьезных нарушений без суда не обойтись. Например, если сотрудник остановит водителя, находящегося в нетрезвом виде. Различного рода незначительные нарушения по типу неработающих фонарей ближнего света, не пристёгнутый ремень и превышение скорости инспектор вправе устанавливать самостоятельно, выносить соответствующие постановления.
Госслужащий несет двойную ответственность, перед государством и перед своим непосредственным работодателем, то есть конкретным органом или ведомством. При выявлении нарушений в первом случае речь пойдёт об административной или даже уголовной ответственности, а во втором – о дисциплинарной.
На что жаловаться
Пожаловаться на государственного служащего можно как в надзорный орган, чтобы он провел проверку и, возможно, даже возбудил административное дело, так и в адрес работодателя. Здесь всё будет зависеть от повода для заявления жалобы. Например, если служащий нарушил нормы законодательства, жаловаться следует в надзорный орган. Таковым, по идее, должна выступить Прокуратура Российской Федерации. Прокурор, действуя в рамках своих полномочий, сможет провести проверку и привлечь нарушителя к ответственности.
Ещё один вариант для подачи жалобы – заявить документ по месту работы госслужащего. Например, если ваши права были нарушены должностным лицом правительственного департамента, можно подать жалобу на имя директора этого самого департамента. Органы обладают возможностью выносить административные постановления в отношении своих сотрудников, проводить проверки. Так, за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан госслужащему будет грозить административный штраф в сумме десять тысяч рублей.
Вопреки расхожему мнению, средняя заработная плата государственного служащего едва ли превышает среднюю зарплату по региону, а значит, любое денежное взыскание довольно серьезно ударит по карману сотрудника.
Форма документа
Вне зависимости от того, на сотрудника какого государственного органа вы хотите пожаловаться и того, в какое именно место, саму жалобу придется формировать самостоятельно, своими силами. В работе мы будем руководствоваться общими правилами делового документооборота, придерживаться структуры, предусмотренной в № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». По идее, наш документ должен состоять из шапки, основного содержательного блока, обращения и реквизитов.
Написать текст жалобы допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Оба варианта допускаются к применению на практике.
Рассказываем, как составить жалобу
Процесс формирования жалобы нам следует начать с заполнения её шапки. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем полное наименование ведомства, в которое мы решили обратиться, ФИО и должность его руководителя, а также юридический адрес местного управления. Затем здесь же, немного отступив вниз, заявитель оставляет сведения о себе: ФИО, серия и номер паспорта, место прописки, номер сотового телефона для обратной связи.
Ниже по документу мы разъясняем саму суть нашего обращения. Утверждаем, что вступали во взаимодействие с таким-то государственным служащим, указав его ФИО и дату контакта, однако что-то пошло не так. Ссылаемся на то, что слуга закона каким-то образом нарушил ваши права или права третьих лиц. Если у вас на руках есть материалы, способные подтвердить изложенные выше обстоятельства, прилагаем их к жалобе. Таким образом мы увеличим вероятность успешного разрешения вопроса. В качестве таковых материалов могут выступить документы, фотографии, видеозаписи.
Следующим шагом мы обращаемся к представителю органа, просим провести в отношении государственного служащего проверку, привлечь его к ответственности за совершенный проступок. В завершение работы с документом заверяем всё вышеизложенное собственным автографом, ставим дату формирования официальной бумаги.
Примерный образец