Заявление об отказе от предложенной работы при сокращении штата – это документ, в соответствии с которым работник уведомляет работодателя о том, что ни одна из предложенных вакансий ему не подходит, тем самым изъявляя желание расторгнуть заключённый трудовой договор.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Бланк заявления об отказе от предложенной работы при сокращении штата
Образец заявления об отказе от предложенной работы при сокращении штата
Сокращение численности или штата работников
Трудовой кодекс в статье 81 предусматривает возможность расторжения трудового договора со стороны работодателя при сокращении численности или штата сотрудников предприятия. Эти понятия не тождественны, их следует различать. Под сокращением штата понимается полная ликвидация конкретной должности в организации как таковой. Все сотрудники, занимавшие эту должность, будут вынуждены уволиться или перейти на другую свободную вакансию.
Под сокращением численности принято понимать сокращение количества человек на одной должности. Сама должность остаётся в штатном расписании.
Процедура сокращения
Работодатель, официально объявивший о сокращении, обязан предоставить всем сотрудникам другие вакансии, подходящие им. Предлагать можно даже менее оплачиваемые должности. Важен сам факт трудоустройства лица. Следует иметь в виду, что кандидат на должность должен отвечать определённым требованиям.
Если ни одна из предложенных вакансий работнику не подошла, он в письменном виде уведомляет работодателя об этом. В качестве уведомления принято использовать заявление об отказе от предложенной работы при сокращении. Также может сложиться ситуация, в которой у работодателя не окажется доступных вакансий. В таком случае трудовой договор расторгается с внесением соответствующей записи об увольнении в трудовую книжку.
Профстандарты
Что касаемо требований к кандидатам, то потенциальный работник должен соответствовать установленным законодательными органами профстандартам. Профессиональный стандарт включает в себя требования к состоянию здоровья, уровню образования, степени квалификации, трудовому стажу. Если сотрудник не подходит хотя бы по одному критерию, он не вправе занимать эту должность, и работодатель должен предложить другую.
Сроки
После издания распоряжения о сокращении работодателю даётся срок в два месяца для предложения вакансий. Однако работник по соглашению сторон может быть уволен и раньше. Законный регламент процедуры будет считаться соблюдённым. Необходимо учесть, что в обязательном порядке перед увольнением сотрудник должен письменно отказаться от предложенных вакансий. Заявление об отказе можно написать в любой момент в течение установленного двухмесячного срока.
Процедура
Руководитель организации должен именно в письменном виде предложить своим подчинённым, попавшим под сокращение, другие вакантные места в фирме. Таким образом в архиве организации останутся документальные доказательства соблюдения законности процедуры. Если другие места при их наличии предложены не были, работники имеют полное право перевести спор в судебную плоскость. Работодателю будет грозить серьёзная административная ответственность и репутационные потери.
Кому подать заявление
Заявление по своему смыслу является ответом на предложение работодателя, соответственно, пишется оно на имя директора предприятия. Подать документ можно лично в руки начальнику. Однако зачастую руководитель занят другими важными делами или вовсе отсутствует на рабочем месте. В таком случае обратиться с заявлением следует в кадровую службу предприятия. Именно отдел кадров уполномочен решать вопросы, связанные с трудоустройством, увольнением и переводом. Кадровик примет официальную бумагу к рассмотрению, проставит на ней отметку о принятии, проверит на фактические и форменные ошибки и передаст на подпись директору.
На заявлении должна быть поставлена одобрительная виза начальника. Без неё процедура не сможет получить своего закономерного продолжения.
Форма документа
Трудовое законодательство в настоящий момент не предъявляет никаких строгих требований к составлению обращений сотрудников к работодателю, в том числе и для заявления об отказе от предложенной работы. Работники пишут документ в свободной форме. Руководитель фирмы уполномочен своим приказом закрепить в документации компании определённые бланки для заявлений подчинённых. Если таковые имеются, следует воспользоваться именно ими. Воспользоваться формой можно в отделе кадров организации. Кадровик подготовит макет на компьютере и распечатает его на принтере, а заявителю останется лишь внести необходимые сведения и оставить на бумаге свой автограф.
Что касаемо изложения текста официальной бумаги, то здесь ситуация вполне стандартная. Заявления в свободной форме может быть написано как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде на компьютере. По юридической силе оба варианта абсолютно идентичны. Самый важный элемент любого документа – это подпись заявителя. Без неё должностное лицо предприятия откажется принять заявление к рассмотрению.
Пошаговая инструкция по составлению заявления
Начать составление следует с шапки документа. В правом верхнем углу листа бумаги обозначаем, от кого и кому подаётся заявление. В дательном падеже указывается ФИО руководителя компании, его должность в фирме и полное наименование организации-работодателя. Далее в этом же блоке оставляем фамилию и инициалы самого работника, должность согласно штатному расписанию.
Ниже по документу посередине листа со строчной буквы пишется слово «заявление». С красной строки начинаем формулировать суть обращения. Уведомляем руководителя об отказе от предложенных им вакансий. Также имеет смысл обозначить свою осведомлённость о последствиях в виде неминуемого увольнения по сокращению.
Примерный образец
На этом составление заявления можно считать оконченным. Указываем дату его подачи на предприятие, ставим свою подпись с расшифровкой. Теперь остаётся только ждать ответа руководителя.