Заявление о предоставлении выходных для ухода за ребёнком-инвалидом – это документ, с которым сотрудник, являющимся родителем ребёнка-инвалида, может обратиться в адрес руководителя организации-работодателя, попросить предоставить положенные по закону выходные дни. Сегодня мы разберемся, какими законодательными нормами гарантируется такое право, в каком порядке предоставляются выходные дни, как правильно сформировать официальную бумагу.

Гарантии для родителей инвалидов

Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает ряд гарантий для различных категорий работников. Одна из таких льготных категорий – это родители детей-инвалидов. Инвалидам нужен постоянный уход, а если родитель постоянно находится на работе, должной опеки он оказать не сможет. Законодатель это понимает, в связи с чем предоставляет таким людям дополнительные гарантии.

Статья 262 Закона «О труде» гласит, что по письменному заявлению родителя ребёнка-инвалида работодатель обязан предоставить ему четыре выходных дня в месяц. То, как именно пользоваться выходными дня, сотрудник вправе решить самостоятельно. Кто-то разделяет их по частям, делая каждую пятницу месяца выходным днём, а кто-то копит, а затем приобщает к отпуску.

Следует иметь в виду, что работодатель не имеет права отказать в предоставлении выходных дней, ведь это его законодательная обязанность. Отказ будет означать нарушение трудовых прав гражданина, а значит, станет поводом для возбуждения разбирательства по факту совершения административного правонарушения.

Можно ли накопить дни

Прямо в тексте 262 статьи Трудового кодекса законодатель раскрывает ответ на вопрос относительно возможности накопления выходных дней по уходу за ребёнком инвалидом. Как нетрудно посчитать, за год таких выходных может накопиться до сорока восьми штук, однако Закон «О труде» позволяет использовать не более двадцати четырёх подряд. Более того, если вы планируете взять четыре выходных и более единовременно, конкретные даты придётся обсуждать с работодателем.

Таким образом количество дополнительных выходных дней родителя ребёнка-инвалида составит не менее семидесяти шести дней в году. Конечно, порядок их использования сотрудник может определить самостоятельно.

Оплата выходных дней

Оплата дополнительных выходных дней производится из расчета среднего заработка. По идее схема должна выглядеть следующий образом: работник не должен потерять в зарплате из-за взятого выходного дня. Конкретными расчетами будет заниматься бухгалтерия. Чаще всего получается так, что оплата таких дней оказывается даже несколько больше, нежели бы работник вышел на работу.

Некоторые работодатели пытаются найти лазейки в отечественном трудовом законодательстве, обделив работника по части заработной платы. Дело в том, что не оплатить выходной день сотруднику не могут, однако всегда есть свои тонкости. Недобросовестное руководство может вычесть сумму оплаты выходного дня из премиальной части заработной платы. По идее, здесь не будет никакого нарушения законодательства, ведь премия – это факультативная часть зарплаты, выплачивать которую или же нет, решает директор компании.

Родитель ребёнка-инвалида может оспорить такое отношение к себе, обратившись к трудовую инспекцию с жалобой. О том, как составить такой документ, мы рассказали в другом нашем материале, опубликованном на сайте.

Форма документа

Форма заявления о предоставлении выходных дней для ухода за ребёнком-инвалидом не утверждается на законодательном уровне, однако может быть закреплена на локальном уровне работодателя. О наличии такого банка можно уточнить в отделе кадров вашей компании. Сам факт закрепления унифицированного для предприятия шаблона – это хороший знак, означающий, что организация заботится о своих сотрудниках.

Написать текст заявления можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. В принципе, оба варианта допускаются к применению на практике, однако печатный вариант выглядит более приоритетно. Если на рабочем месте нет доступа к компьютеру и соответствующей периферии, ничего страшного, вооружаемся ручкой и чистым листком бумаги формата А4.

Объясняем, как составить заявление

Начинаем составлять наше заявление с заполнения его шапки. В правом верхнем углу листа бумаги указываем ФИО руководителя нашей организации, полное наименование компании и её организационно-правовую форму. Затем здесь же в родительном падеже обозначим ФИО работника-заявителя, занимаемую им должность.

Ниже по документу обращаемся к руководителю, просим предоставить нам выходной день или энное количество выходных дней с такого-то по такое-то число со ссылкой на 262 статью Трудового кодекса Российской Федерации. Опытный кадровик сразу же поймет, в чем тут дело.

Для того чтобы иметь возможность брать такие выходные, необходимо предварительно передать в отдел кадров документы, подтверждающие, что ваш ребёнок является инвалидом по здоровью: справка, свидетельство о рождении, паспорт. Каждый раз прикладывать их к заявлению нет необходимости.

Примерный образец

Подписываем итоговый вариант заявления, ставим дату его оформления, передаём на рассмотрения в отдел кадров или лично в руки директора. Ждать какого-то утвердительного ответа нет необходимости, ведь наше обращение носит скорее уведомительный характер, то есть мы сообщаем работодателю, что в такие-то числа не появимся на работе по соответствующим основаниям.