Заявление на предоставление справки 2-НФДЛ – это документ, в соответствии с которым работник просит работодателя выдать ему связанную с работой официальную бумагу. Во избежание проблем процедуру всегда следует оформлять соответствующими документами.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Справка 2-НДФЛ
На сегодняшний день налоговое законодательство полностью отказалось от справки по форме 2-НДФЛ, заменив её на справку о доходах и суммах налога физических лиц. По своей сути это тот же самый документ. В вопросах получения её на руки работником не произошло никаких изменений.
Какие сведения содержит в себе справка
В справке содержится информация о доходе работника за определённый период времени (год). Работодатель обязан отчитываться о выплаченной зарплате в налоговую инспекцию. В документе также указывается точная сумма уплаченных налогов по каждому работнику. Подробно налог на доход физ. лиц регламентируется главой 23 НК РФ.
Зачем нужна выписка
Справка о доходах может иногда понадобиться работнику для решения его личных вопросов:
- написание в налоговую заявления о предоставлении налоговых льгот (определённым категориям граждан);
- получение в банке кредита/ипотеки. Так заёмщик подтверждает свою платежеспособность и точный размер зарплаты;
- обращение в органы соц. страхования для получения и расчёта пособия. Пособия рассчитываются из среднемесячного дохода гражданина за последние два календарных года. Таким образом, справка станет базой для проведения вычислений.
Выдача документа на руки
Трудовой кодекс обязывает работодателя по письменному заявлению работника выдавать ему любые документы (оригиналы, копии или выписки), связанные с деятельностью сотрудника на предприятии и необходимые ему по тем или иным причинам. Следует обратить внимание на слово «обязывает». Руководство организации не вправе отказать заявителю. При чём законом не регламентируется устная просьба о выдаче документа. На практике иногда бывает достаточно просто попросить бухгалтерию предоставить справку, тем не менее законная процедура подразумевает составление письменного документа с просьбой. Так работник сможет быть уверен, что работодатель был уведомлен о необходимости выдать справку.
Срок выдачи определён законом как три рабочих дня. Если за это время справка получена не была, следует обращаться за юридической помощью в трудовую инспекцию. Работодатель будет привлечён за просрочку к административной ответственности. Справка также в обязательном порядке выдаётся работнику при увольнении с предприятия вместе с трудовой книжкой в последний рабочий день.
Куда обращаться с заявлением
Если гражданин трудоустроен, обратиться с просьбой о предоставлении справки необходимо в бухгалтерию организации-работодателя. С этим проблем, как правило, не возникает. Однако нередки случаи, когда нужно получить справку по предыдущему месту работы, а организация уже прекратила своё существование (ликвидирована). Ничего страшного. В любом случае имеется возможность заполучить желанный документ. Так как компании ежегодно отчитываются перед налоговым органом об уплаченных доходах (в том числе НДФЛ), все справки имеются в наличии в ИФНС.
Обратиться с заявлением придётся в региональное отделение ведомства. При чём предусмотрено несколько способов обращения: прийти в налоговую лично или обратиться через портал Госуслуг. На сегодняшний день все данные о гражданах, уплаченных ими налогах хранятся ведомствами в электронных вариантах. Ответ будет получен аналогичным образом.
Форма документа
На сегодняшний день ни налоговое, ни трудовое законодательство не предусматривает общеобязательную единую формы для составления заявления на предоставление справки о доходах и уплаченных с них налогах. Документ пишется заявителем в свободной форме с соблюдением общих требований к деловой документации.
Допускается изложить текст как в рукописном варианте при помощи шариковой ручки (но не карандаша), так и в машинописном на компьютере. Компьютерную версию в любом случае придётся распечатать на принтере для заверения подписью заявителя и последующей передачи работодателю.
На некоторых предприятиях внутренними нормативными актами предусматривается форма заявлений сотрудников. Ознакомиться с ней можно, как правило, в кадровой службе компании. Именно там работодатель размещает образцы и бланки для заполнения. Если таковых не имеется, пишем документ с чисто листа на бумаге формата А4.
Передать итоговый вариант следует лично в руки руководителю организации или, если это невозможно в силу масштабов фирмы, сотруднику кадровой службы, бухгалтеру компании. Бумага в рамках процесса внутреннего документооборота дойдёт до адресата.
Объясняем, как правильно составить заявление
Составление данного заявления не должно вызвать затруднений у работников по причине своей простоты, тем не менее разберём всё подробно. Структурно официальная бумага делится на три составные части (блока): шапка документа, основная (просительная) часть и подпись заявителя.
Начинаем именно с шапки. В правом верхнем углу листа бумаги отмечаем, кому и от кого подаётся заявление. Указываем ФИО руководителя (в дательном падеже), его должность на предприятии и полное наименование организации-работодателя со ссылкой на его организационно-правовую форму (ООО, ИП и т.д.). Затем оставляем те же сведения о заявителе в родительном падеже.
Ниже по документу пишем слово «заявление». С нового абзаца начинаем формулировать запрос. Необходимо отметить, за какой период (год) требуется справка. Также имеет смысл сослаться на законодательные нормы. За выдачу справки по доходам отвечают ст. 62 ТК РФ и ст. 23 НК РФ.
Примерный образец
На этом процесс составления заявления можно считать оконченным. Под просительной частью пишется число подачи документа и подпись заявителя (с расшифровкой). В течение трёх рабочих дней сотрудник должен получить на руки желаемую справку.