Записка-расчёт при увольнении – это бухгалтерский документ, составляемый по факту расторжения трудового договора с сотрудником для исчисления всех подлежащих к выплате денежных средств. У работодателя не должно остаться долгов перед работником.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Расторжение трудового договора
Порядок и правила расторжения трудового договора содержатся в Главе 13 действующей редакции Трудового кодекса РФ. По общему правилу работодатель при увольнении работника обязан осуществить с ним окончательный расчёт и выдать на руки трудовую книжку. Все эти мероприятия происходят в последний рабочий день.
Необходимо учесть, что порядок процедуры не изменяется в зависимости от основания для расторжения договора. Инициатива может исходить как от работника, так и от работодателя. Смерть сотрудника также является основанием для прекращения трудовых правоотношений.
Вопрос с отпуском
Согласно положениям Конституции РФ и Закона о труде каждому работнику, осуществляющему деятельность по трудовому договору, полагается отдых, выражающийся в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Для различных категорий граждан предусмотрена разная продолжительность времени отдыха, однако базовым значением будет считаться 28 календарных дней. Право уйти в отпуск возникает у работника после полугода с момента заключения договора.
При расторжении соглашения все эти дни должны быть использованы либо компенсированы в денежной форме. Этот момент обязательно найдёт своё отражение в записке-расчёте.
Налоги
Работодатель, выплачивая заработную плату своим подчинённым, обязан уплачивать налоги. Согласно Налоговому кодексу ставка по налогу на доход на физических лиц составляет 13 процентов. В записке-расчёте необходимо указать точные значения с учётом и без учёта налогов. Только так бухучёт предприятия будет максимально «чистым», а представители проверяющих инстанций (ИФНС) не смогут найти существенных нарушений.
Кто составляет записку-расчёт
Процедура увольнения начинается с приказа руководителя вне зависимости от того, кто выступил инициатором. Даже если работник подал заявление по собственному желанию, уволить его может исключительно директор. Как только начальник издаёт распоряжение, кадровик и бухгалтер приступают к составлению записки-расчёта. Задачей сотрудника кадровой службы будет:
- просчитать количество календарных дней, за которые необходимо осуществить расчёт;
- решить вопрос относительно отпуска (отдыхал ли увольняемый работник в этом году);
- обозначить дату заключения и расторжения трудового договора.
На основании этих данных бухгалтер и будет производить расчёты, определяя точную сумму, подлежащую выплате лицу.
Форма документа
По состоянию на сегодняшний день любая официальная бумага, используемая в рамках трудовых правоотношений, может быть написана в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Такая ситуация сложилась с 1 января 2013 года.
Следует отметить, что писать документ самостоятельно нет никакой необходимости, так как существует утверждённая Постановлением Госкомстата от 2004 года форма Т-61. Несмотря на необязательность, многие фирмы по сей день продолжают использовать бланк в силу удобства и привычки своих сотрудников. Форма Т-61 содержит в себе все положения, которые необходимо обозначить при увольнении.
Правила работы с унифицированными бланками
Работа с унифицированными бланками требует соблюдения определённых правил, сложившихся на практике и продиктованных ФЗ «О бухучёте» (9 статья). Речь идёт о следующих моментах:
- если заголовок таблицы уже содержит в себе единицы измерения, не нужно их дублировать в каждой ячейке;
- бланк предусматривает обозначение денежных сумм без учёта копеек, следовательно, не нужно их указывать;
- нельзя оставлять в форме Т-61 опечатки, неточности и счётные ошибки. При своевременном обнаружении неверного значения, необходимо аккуратно его зачеркнуть, рядом прописать нужное, сделать отметку «исправленному верить», и подтвердить корректировки подписями кадровика и бухгалтера.
Объясняем, как правильно заполнить форму Т-61
Форма Т-61 состоит из двух страниц, вторая из которых распечатывается на оборотной стороне листа бумаги формата А4. Специалистам бухгалтерии и кадровой службы придётся заполнить обе.
Начинаем вносить данные с шапки бланка, в которой необходимо прописать полное наименование компании-работодателя, сослаться на расторгаемый трудовой договор. Далее присваиваем настоящей записке уникальный номер для документооборота и хранения согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляем дату её составления.
Следующим шагом указываем сведения об увольняемом работнике: ФИО, конкретное структурное подразделение, в котором он трудился, должность согласно штатному расписанию. Затем вписываем дату прекращения трудового договора со ссылкой на приказ директора об увольнении. На этом первая страница формы Т-61 подходит к завершению. Своим автографом её должен заверить сотрудник кадровой службы, ответственный за заполнение.
На второй странице бухгалтер должен рассчитать оплату отпуска и осуществить окончательный расчёт выплат. Итоговое значение дублируется прописью с целью подстраховки от опечатки. Дело в том, что прописная форма имеет приоритет над цифровой при расхождениях. Вторую страницу заверяет бухгалтер.
После составления записки
Как только записка будет полностью заполнена, можно переходить к последующим увольнительным процедурам. Кадровик должен будет внести соответствующую запись в трудовую книжку работника и выдать её под подпись. В личном деле сотрудника делается закрывающая запись. Сам трудовой договор должен храниться у работодателя в течение установленного законом срока (не менее 50 лет). Отдавая трудовую книжку, начальник кадровой службы снимает с себя ответственность за её ведение и хранение.