Выписка из правил внутреннего трудового распорядка – это самостоятельная официальная бумага, отражающая те или иные сведения из локального нормативного акта работодателя. В материале мы подробно рассмотрим, когда может потребоваться её оформление, а также правила составления.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Правила внутреннего трудового распорядка
Статья 8 действующей редакции Трудового кодекса наделяет работодателя правом издавать и утверждать собственные локальные нормативные акты. Такая возможность имеется для того, чтобы более подробно регламентировать отдельные правоотношения, складывающиеся между работником и администрацией предприятия. Речь идёт о графике, времени работы, времени отдыха и многом другом. Закон о труде оставляет довольно большое пространство работодателю для нормотворчества, так как конкретные условия труда диктует именно он.
Следует отметить, что положения, отражаемые в локальных НПА, не должны противоречить действующему законодательству, в том числе и трудовому.
Ознакомление работников
Правила внутреннего трудового распорядка являются одним из основополагающих документов, регулирующих работу организации. Именно поэтому порой приходится предоставлять его для ознакомления третьим лицам.
Трудовой кодекс обязывает работодателя знакомить подчинённых со всеми нормативными актами, а также приказами руководителя, их затрагивающими. При устройстве на работу или утверждении новых правил придётся доносить их содержание до каждого отдельно взятого подчинённого. Однако при внесении изменений в некоторые пункты будет достаточно лишь выписки. Сами правила размещаются на нескольких десятков листов формата А4, было бы неразумно раздавать работникам копии.
Предоставление в профсоюзную организацию
Если на предприятии существует постоянно действующий профсоюзный орган, некоторые решения руководства фирмы должны согласовываться с ним. В случае игнорирования этого требования для администрации компании последует неминуемая административная ответственность. Как правило, здесь речь идёт об изменениях графика работы или введении сменного режима.
Многие граждане заблуждаются, неверно понимая значение слова «смена». Под этим термином скрывается беспрерывная работа предприятия в две, три или четыре смены. Основной момент здесь – круглосуточное производство. Следовательно, все работники, трудящиеся 2 на 2, рабочее место которых закрыто в их отсутствие, не будут считаться сменными.
Трудовая инспекция и суд
Также о выписке вспоминают, когда заходит речь о каких-либо спорах с подчинёнными или непосредственно трудовой инспекцией. Каждый работник имеет право пожаловаться на своего работодателя в трудовую инспекцию за нарушение его прав. О том, как правильно составить и подать жалобу, мы рассказали в другом нашем тексте. Суд или иной надзорный государственный орган могут запросить у организации выдержку из правил внутреннего трудового распорядка. В целях фокусировки внимание на необходимых положениях и экономного расхода бумаги и оформляется выписка.
Кто оформляет выписку
На каждом предприятии назначается ответственное лицо по отдельным направлениям деятельности. В данном случае нас будет интересовать отдел кадров, ведь именно в ведении сотрудников данного подразделения будет находиться работа с локальными нормативными актами и личным составом. Доверить оформление выписки можно любому кадровику или начальнику кадровой службы. Сами правила хранятся также в отделе кадров.
Для правильного составление выписки сотруднику потребуется обладать базовыми знаниями норм русского языка, знать грамматику, орфографию, пунктуацию.
Форма документа
Действующее законодательство ни коим образом не регламентирует вопрос оформления выписок из текущей документации. Все тонкости и нюансы всегда отдаются на откуп составителю. На практике существует два способа. Разберём каждый из них.
Первый способ потребует наличия компьютера, сканера и принтера. Кадровик выделяет нужный отрывок из правил, распечатывает его на принтере, ставит отметку «выписка верна», заверяет своим автографом. Данный вариант видится самым простым и в то же время надёжным, так как полностью исключает возможность допущения любой ошибки.
Второй способ в настоящий момент времени используется крайне редко, его можно даже назвать устаревшим. Ответственному лицу придётся от руки переписать статьи правил, сделав отметку «выписка верна».
Оба варианта могут быть использованы, однако мы бы порекомендовали отдать предпочтение именно печатному.
Рассказываем, как правильно оформить выписку
Напоминаем, что выписка – это самостоятельный документ, следовательно, он должен иметь свои уникальные реквизиты. Для составления официальной бумаги рекомендуем воспользоваться фирменным бланком организации, так как на нём прописаны все сведения о нём: наименование, ИНН, ОГРН и так далее.
Указываем название текущего документа (выписка из правил внутреннего трудового распорядка), оставляя ссылку на изначальный локальный нормативный акт (дата утверждения, уникальный номер). Далее прописываем дату и место оформления выписки, она будет актуальной именно на это время. Следующим шагом обозначаем все необходимые запрашиваемой стороне моменты.
Примерный образец
На этом моменте выписку можно считать полностью оформленной и готовой к передаче заинтересованному лицу. Оставляем автограф сотрудника, её составившего, ставим отметку «выписка верна», оттиск фирменной печати компании. Все эти меры предосторожности обозначаются в целях защиты от подделки.
Также зачастую встаёт вопрос о том, как правильно направить документ второй стороне. Мы бы порекомендовали в каждом без исключения случаев пользоваться почтой, ведь только так можно передать оригинал. Не всегда даже заверенного скана может оказаться достаточно.