Требование о возврате предоплаты – это документ, направляемый контрагенту с целью урегулирования возникшего в связи с неисполнением обязательства спора. В тексте мы рассмотрим, как правильно составляется официальная бумага, как её правильно подать.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Правовое регулирование
Правовое регулирование предоплаты содержится в действующем Российском законодательстве, а именно в статье 487 Гражданского кодекса. Норма гласит следующее: «когда договором предусмотрено обязательство покупателя совершить авансовый платёж в счёт приобретения товара, он должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором». Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что решение об установлении предоплаты принимают контрагенты в договорном порядке. Если одна из сторон против (как правило, это покупатель), сделка не состоится вовсе.
Размер предоплаты может составлять абсолютно любой процент от общей стоимости покупки. Обычно стороны договариваются на 30 или 50 процентов.
Возврат предоплаты
Возможность возвращения предоплаты также гарантируется Гражданским кодексом, однако для реализации процедуры потребуется веское основание. В том случае, когда контрагент не исполняет свои обязательства по передаче товара, представитель покупателя вправе отказаться от совершения сделки, затребовав возврат. В качестве альтернативы закон предлагает затребовать непосредственно сам товар. Данный момент отдаётся на откуп субъектам соглашения.
Пени
За каждый день просрочки возврата денежных средств будут начисляться проценты. Если иное не установлено договором, они будут рассчитываться исходя из ставки рефинансирования центрального банка. Срок начинает исчисляться с того дня, когда контрагент должен был поставить товар. Чем дольше недобросовестный поставщик будет уклоняться от возвращения денежных средств, тем больше по итогу он будет вынужден заплатить.
Требование
Требование как документ напрямую упоминается в тексте Кодекса. Разработкой официальной бумаги в теории может заняться абсолютно любой человек, имеющий общее понимание о работе с документацией. Конечно, мы бы порекомендовали доверить дело в руки опытному юристу, разбирающемуся в претензионной работе. Закон не обязывает исполнять требование со ссылками на нормы законодательства, что значительно упрощает процесс. Несмотря на всю необязательность ссылок, делать их будет всё же крайне желательно. Таким образом контрагенту будет проще понять позицию покупателя.
Как передать
Способ передачи в рамках претензионной работы играет довольно большую роль. От того, какой выбор сделает покупатель, во многом будет зависеть успешность всего мероприятия. В нашем случае будет доступно всего два метода, а именно:
- личная передача из рук в руки представителю второй стороны. В данной ситуации потребуется составить два экземпляра, а вторую заверить автографом контрагента;
- отправление по почте с уведомлением о вручении. Так у отправителя на руках останется квитанции об отправке и почтовый реестр, которые и выступят доказательством выдвижения требования.
Форма документа
Статья 421 ГК РФ устанавливает на территории Российской Федерации принцип свободы договора, позволяющий составлять любую документацию в рамках гражданских правоотношений в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Тем не менее общие требования к деловой документации остаются в силе, а именно:
- соблюдение делового, строгого стиля языка;
- соблюдение норм пунктуации и орфографии;
- отказ от фамильярства, ругательств;
- указание реквизитов;
- подписание уполномоченным представителем;
- расшифровка автографа.
Требования принято оформлять на фирменных бланках предприятий, чтобы контрагенту было проще понять, кто именно является отправителем. Крупные организации ведут взаимоотношения со множеством компаний, что значительно усложняет процесс. Если фирменного бланка не оказалось под рукой, можно воспользоваться чистым листом бумаги формата А4.
Исполнить содержание допускается одним из двух стандартных для делового документооборота способов: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки либо в машинописном виде при помощи компьютера и соответствующего программного обеспечения. Решение принимает составитель, оно не сможет повлиять на юридическую силу итогового варианта.
Рассказываем, как правильно оформить требование
Первым делом необходимо решить вопрос с тем, кому и от кого направляется требование. Выделяем пространство в правом верхнем углу листа бумаги, прописываем там ФИО руководителя фирмы-контрагента, занимаемую им должность (в дательном падеже), а также полное название компании. Здесь же, но чуть ниже, обозначаем те же данные, но уже о своей организации.
Ниже по документу оставляем его наименование, дату и место составления. Следующим шагом начинаем мотивировать своё требование, ссылаясь на всё имеющуюся на руках учётную документацию, пункты договора, нормы действующего законодательства. Чем больше позиция заявителя будет подкреплена законными основаниями, тем больше шансов на успех.
Далее по тексту выдвигаем требование о возврате предоплаты, переданной контрагенту по договору, а также о взыскании процентов за каждый день просрочки. Расчёты придётся проводить самостоятельно. Если представитель второй стороны будет с ними не согласен, придётся идти с исковым заявлением в суд.
Примерный образец
Как только все вышеуказанные предписания будут исполнены, можно переходить к подписанию. Требование должно быть заверено автографом уполномоченного представителя предприятия-заявителя. Полномочия в свою очередь могут подтверждаться уставом, доверенностью, паспортом индивидуального предпринимателя и так далее.