Требование о возмещении убытков – это самостоятельная официальная бумага, направляемая контрагенту в случае, когда его действия стали причиной убытков заявителя. В материале мы рассмотрим правила составления документов, а также случаи, когда он составляется.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Убытки
Правовая регламентация убытков содержится в статье 15 действующей редакции Гражданского кодекса РФ. Закон понимает под этим понятием расходы, которые было вынуждено понести лицо в связи с действиями контрагента или неполученную прибыль. В реальной жизни такие ситуации происходят на регулярной основе. В силу недобросовестности или попросту неудачного стечения обстоятельстве лицо порой может недобросовестно выполнить взятые на себя обязательства или не выполнить их вовсе.
Обязательства
Убытки имеют место лишь в тех ситуациях, когда ущерб был нанесён в рамках гражданско-правовых отношений, на основе договора, соглашения. Мы напоминаем, что закон позволяет заключать отдельные виды сделок и в устной форме. Сюда можно отнести приобретение товаров в продуктовом магазине, получение услуг по химической чистке одежды и так далее. Единственным документом, подтверждающим наличность правоотношений, будет являться кассовый чек или выписанная квитанция с подписью ответственного лица.
Требование
Требование составляется в рамках досудебного урегулирования возникшего спора. Лицо, пострадавшее от ненадлежащего исполнения обязательств второй стороны, направляет ей официальную бумагу, в которой подробно описывает случившуюся ситуацию, выдвигает конкретные требования. Мы бы рекомендовали доверить задачу в руки опытного юриста, ведь результат будет во многом зависеть от качества написанного текста. Потребуется сослаться на положения Закона «О защите прав потребителей», нормы Гражданского кодекса и иных ФЗ, пункты заключённого договора (если имеется его физическое воплощение).
Как подать
Передать требование контрагенту можно несколькими способами. Разберём каждый из них. Первый является стандартным, классическим. Речь идёт о направлении официальной бумаги по почте на юридический адрес фирмы-контрагента заказным письмом или бандеролью. Так у нас на руках останется квитанция и почтовый реестр, подтверждающий, что вторая сторона получила требования.
Второй способ предполагает передачу документа представителю второй стороны из рук в руки. Если лица географически находятся в разных населённых пунктах, воспользоваться им не удастся. Учтём, что такой метод предполагает свои правила. Составителю придётся заготовить два экземпляра требования, передать контрагенту под подпись.
Форма документа
Гражданский кодекс, равно как и иные ФЗ, не содержит в себе указания на то, как конкретно должно выглядеть требование о возмещении убытков, не заставляет пользоваться общеобязательными унифицированными бланками. Это означает, что граждане вольны самостоятельно разработать форму, составлять официальную бумагу в свободной форме. Такая возможность появляется в силу действия принципа свободы договора, гарантируемого статьей 421 Гражданского кодекса. Норма гласит, что любой документ, призванный урегулировать правоотношения между контрагентами, может быть составлен в свободной форме.
Требование принято оформлять на фирменном бланке компании, так как на нём прописаны все реквизиты предприятия (наименование, ИНН, ОГРН и так далее). Таким образом итоговый вариант приобретёт более деловой внешний вид. Закон также не запрещает воспользоваться и чистым листом бумаги формата А4.
Исполнить содержание допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Выбор волен сделать составитель, ориентируясь на наличие технической возможности. Для выполнения печатного варианта потребуются компьютер и принтер.
Рассказываем, как правильно составить претензию
Начиная работу с документом, следует понимать, из каких элементов он будет состоять. Только так можно разместить текст на бумаге правильным образом.
В верхней части листа бумаги оставляем немного места, в котором прописываем, кому и от кого выдвигается требование. Для этого указываем ФИО руководителя фирмы-контрагента, занимаемую им должность, полное наименование компании. Здесь же оставляем те же сведения, но уже о себе. Если заявитель является физическим лицом, самостоятельно представляющим свои интересы, укажем место прописки, серию и номер паспорта.
Ниже по документу мы прописываем его наименование, оставляем дату и место составления. Далее по тексту мы начинаем описывать случившуюся ситуацию со ссылками на всю имеющуюся на руках документацию: договор, акт, квитанция и прочее. Оставлять ссылки на законодательство хоть и необязательно, но крайне рекомендовано. Если правильно выстроить свою позицию, дело может не дойти до суда.
Следующим шагом заявитель выдвигает свои требования к контрагенту, оформляя их по списку. Расчёт суммы убытков придётся провести самостоятельно, прикладывая чеки, анализируя рынок. Контрагент может не согласиться с расчётами, сославшись на их недостоверность. В такой ситуации не останется ничего, кроме как переводить дело в судебную плоскость.
Примерный образец
Работа по разработке проекта требования подходит к завершению. Заверяем её своим автографом с расшифровкой (фамилия и инициалы), передаём представителю второй стороны выбранным способом. Теперь остаётся лишь ждать ответа. Если в течение 30 дней реакции не последует, обращаемся с исковым заявлением в суд или с жалобой в Роспотребнадзор, если спор носит потребительский характер. Уполномоченные государственные органы разрешат ситуацию, вынесут объективное и справедливое решение по факту случившегося инцидента.