Соглашение о взаимозачёте между организациями – это документ, в соответствии с которым обязательства контрагентов перед друг другом будут считаться исполненными посредством зачёта. Правовая природа процедуры регламентируется положениями Гражданского кодекса.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Взаимозачёт
Правовая регламентация взаимного зачёта между предприятиями даётся в статьях 411, 412 ГК РФ. Процедура представляет собой погашение взаимных возникших обязательств контрагентов перед друг другом. Закон предъявляет всего два условия для правомерности мероприятия:
- наличие как минимум двух гражданско-правовых договоров, заключённых между сторонами, согласно условиям которых контрагенты должны выполнить те или иные действия в пользу друг друга. Речь не всегда идёт об обязательствах финансового характера. Может иметь место взаимное выполнение работ или оказание услуг;
- обязательства должны носить однородный характер.
Когда взаимозачёт провести нельзя
Гражданское законодательство охватывает множество различных сторон жизни граждан. Некоторые из них законодатель относит к наиболее важным. Именно их и нельзя считать исполненными посредством взаимозачёта. Полный перечень ситуаций перечислен в статье 412 ГК. К ним относят:
- обязательства, связанные с выплатой алиментов (детям, родителям);
- обязательства, связанные с возмещением причинённого жизни или здоровью вреда, в том числе в рамках гражданского производства по уголовному делу;
- обязательства с истекшим сроком исковой давности;
- обязательства о пожизненном содержании.
Во всех остальных случаях взаимозачёт будет доступен для контрагентов.
Стороны
Интересы организаций в данной процедуре должны представлять конкретные физические лица. Это может быть сотрудник предприятия, адвокат или иной человек, действующий в интересах компании. Полномочия лица подтверждаются соответствующими официальными бумагами. Для ИП это будет паспорт гражданина, для руководителя юридического лица – устав общества, для стороннего представителя (в том числе адвоката) - оформленная доверенность.
Кто составляет соглашение
Выступить с инициативой о погашении обязательств посредством взаимозачёта может любая из сторон. Этот момент не имеет никакого практического значения. Заинтересованное лицо направляет контрагенту письмо с соответствующим предложением. Отметим, что в настоящий момент уведомление также может быть доставлено посредством электронной почты. Если вторая сторона заинтересована, она отвечает взаимностью.
Бремя по составлению соглашения ляжет на кого-то из сотрудников организаций. В целях экономии времени и избегания недопониманий рекомендуется писать документ совместно. В противном случае придётся каждый раз направлять проект официальной бумаги на согласование, что значительно растянет сроки.
Ответственный за составление соглашения сотрудник должен обладать навыками работы с официальными бумагами. На практике составителем выступает квалифицированный юрист в области договорного права.
Форма документа
Статья 421 Гражданского кодекса провозглашает на территории Российской Федерации принцип свободы договора, подразумевающий, что любое соглашение между контрагентами в рамках возникших между ними гражданско-правовых отношений, может быть написано в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Взаимозачёт также относится к этой правовой категории и не является исключением из общего правила.
Сложившаяся к настоящему времени практика выработала вполне конкретный перечень моментов, которым необходимо уделить внимание при составлении соглашения. Таковыми являются:
- деловой стиль языка;
- указание реквизитов;
- оставление ссылок на заключённые между контрагентами договоры;
- краткое изложение характера обязательств;
- подписи представителей сторон;
- расшифровка оставленных автографов.
Любой деловой документ должен быть написан на чистом листе бумаги формата А4 или А5. Правила документооборота строго не допускают использования черновиков.
Исполнить содержание соглашения допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Это решение должны принять представители сторон. По общему правилу юридическая сила официальной бумаги не зависит от способа написания текста, тем не менее рекомендуется отдать предпочтение именно печатному варианту. Это связано с тем, что должно быть составлено как минимум два экземпляра.
Инструкция по составлению соглашения
Составление официальной бумаги следует начать с обозначения её реквизитов. Для этого прописываем наименование документа, присваиваем ему уникальный номер для документооборота, указываем дату и место его написания.
Следующим шагом необходимо оставить сведения об организациях и их представителях. Прописываем полные наименования предприятий со ссылкой на их организационно-правовые формы, ФИО и должности представителей, уполномочивающие документы.
Ниже по документу берёт своё начало основная часть соглашения, в которой первым делом обозначается факт наличия непогашенных взаимных обязательств. Оформляем ссылки на заключённые договоры, описываем характер обязательств. Денежные суммы рекомендуется продублировать прописью в качестве подстраховки от опечаток. Буквенная форма имеет приоритет при обнаружении расхождений.
Как только характер взаимоотношений будет обозначен, стороны пишут следующую строчку «считать указанные выше обязательства по договорам исполненными посредством взаимозачёта».
Примерный образец
На этом этапе соглашение можно считать практически составленным. Переходим к подписанию. На бумаге должны появиться автографы с расшифровкой (фамилия и инициалы) уполномоченных представителей контрагентов. Каждый из них получает по экземпляру документа.