Служебная записка о премировании сотрудников – это документ, направляемый руководителю предприятия с целью обращения внимания на заслуги конкретных лиц. Процедура носит необязательный характер, тем не менее довольно широко распространена на практике.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
С точки зрения закона
Любая записка, кроме объяснительной, не упоминается ни в одном законе, чего нельзя сказать о процедуре премирования. Премия считается поощрением работника за труд, регулируется статьей 191 действующей редакции Трудового кодекса РФ. Норма закона содержит неисчерпывающий перечень способов поощрения, оставляя тем самым пространство для локального нормотворчества работодателя. Как правило, под премированием принято понимать именно выплату денежной суммы. Конкретный размер устанавливает администрация предприятия.
Отметим, что работодатель выписывает премию исключительно по своему усмотрению. Согласия от подчинённого получать не нужно.
Налоги
Напоминаем, что любые денежные суммы, которые работодатель перечисляет своим работникам, подлежат налогообложению. В нашем случае речь идёт о налоге на доход физических лиц, ставка которого составляет 13 процентов. Премиальные деньги не являются исключением. Награждённый сотрудник получит на руки сумму с удержанным подоходным налогом.
Положение о премировании
Как уже было упомянуто выше, законодатель позволяет работодателям вводить в использование иные методы поощрения, прямо не упомянутые в законе. Их закрепляют в коллективном договоре или в отдельном локальном нормативном акте – Положении о премировании. На практике широкое распространение получил именно второй способ. Этот документ содержит в себе конкретные положения, касающиеся достижения желанной премии. Такой вид обращения с премированием повышает мотивацию работников и делает всю процедуру более прозрачной.
Роль записки
По своей юридической значимости записка о премировании носит исключительно второстепенный характер. Её пишет непосредственный начальник выделяющегося работника на имя генерального директора компании, ведь только он может премировать подчинённых. Руководитель рассмотрит предложение и самостоятельно примет окончательное решение. Можно сказать, что записка выступает инициирующим процедуру документом.
Любой приказ руководителя базируется на основании и обосновании. Под первым понимают какую-то законодательную основу, опору на какой-то документ. Таковым и выступит написанная непосредственным начальником работника служебная записка. Она, несомненно, будет упомянута в тексте распоряжения о премировании.
Содержание официальной бумаги
В записке о премировании указывают, за какие конкретно заслуги работнику полагается премия по мнению его непосредственного начальника. Отметим, что не всегда дополнительное материальное поощрение связано исключительно с трудовой деятельностью. Премия может быть приурочена к какой-то круглой дате: юбилей, выслуга лет.
Положение о премировании облегчает задачу, ведь в тексте записки можно на него сослаться.
Форма документа
Все записки, составляемые в рамках трудовых правоотношений, пишутся в свободной форме без использования унифицированных бланков. Записка о премировании не является исключением, так как относится к той же группе официальных бумаг. Отметим, что свободная форма документа также предъявляет к его содержанию определённые требования, а именно:
- деловой стиль языка;
- обозначение реквизитов (дата, место);
- ссылки на законодательство при возможности (необязательно, но желательно);
- наличие подписи составителя;
- расшифровка оставленного автографа.
Написать записку рекомендуется на чистом листе бумаги формата А4 или А5. Как правило, объём документа невелик и не выходит за рамки одной страницы. Исполнить содержание можно одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Выбор всегда остаётся за составителем, так как записка не является обязательным структурным элементом внутреннего документооборота предприятия.
Способ написания текста не может повлиять на юридическую силу официальной бумаги. В любом случае записка должна быть заверена именно «живым» автографом работника, так что электронную версию придётся распечатать.
Объясняем, как правильно написать служебную записку
Для удобства работы с документом условно разделим его на три структурных элемента: шапка, предмет и подпись составителя. В процессе составления уделим должное внимание каждому из них.
Сначала разберёмся с реквизитами. В правом верхнем углу листа отмечаем, кому и от кого подаётся служебная записка. Для этого потребуется в дательном падеже прописать ФИО руководителя, его должность в организации (директор или генеральный директор), а чуть ниже – те же сведения, но уже в родительном падеже и о заявителе. Ниже по документу проставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт), в котором была написана официальная бумага.
Следующим шагом предстоит составить основной блок документа, в котором нам потребуется прописать ФИО выделившегося работника, описать его заслуги перед предприятием. В тексте записки можно даже выдвинуть предложение о конкретной сумме премии, однако это необязательно. В любом случае окончательное решение будет принимать руководитель организации лично.
Примерный образец
Как только все перечисленные выше моменты найдут своё отражение на бумаге, можно переходить к её подписанию. На записке должен появиться всего один автограф, принадлежащий её составителю.
После составления записки
Полностью составленная записка передаётся руководителю организации любым из доступных способов. Закон не ограничивает сроки её рассмотрения, не устанавливает временные рамки премирования. Всё зависит от особенностей работы на конкретном предприятии. Если директор сочтёт премирование возможным, подчинённый получит своё поощрение за труд.