Служебная записка на повышение квалификации – это документ, с которым сотрудник предприятия или его непосредственный руководитель могут обратиться к директору, заявив просьбу о необходимости направления человека на курсы повышения квалификации по его профессии. Сегодня мы рассмотрим, зачем нужна подобная служебка, что на этот счет говорит Трудовой кодекс, как правильно оформить официальную бумагу.

Повышение квалификации

Для занятия некоторых должностей сотрудникам требуется обладание определённой степенью квалификации. Это касается как физического, так и умственного труда. Речь может идти о различных уровнях допуска, уровне образования (высшее, среднее специальное) и так далее. Работодатель в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации обладает возможность направления своих сотрудников на повышение квалификации: курсы, семинары, обучение в колледже или ВУЗе. Все расходы по обучению, естественно, ложатся на предприятие.

Организация самостоятельно определяет, нужна ли кому-то из работников дополнительная квалификация, кому именно. Здесь всё будет зависеть от производственной необходимости, особенностей организации рабочих процессов в компании и прочих факторов. Немаловажную роль играет и финансовый аспект, ведь любое обучение стоит денег. Менеджер по оптимизации расходов должен рассчитать, какое решение для предприятия будет более выгодным: дополнительно обучить своего работника или нанять нового с уже имеющимися знаниями.

Работодатель обязан обеспечить своему работнику, направленному на повышение квалификации, нормальные условия для обучения. Закон «О труде» наделяет обучающихся работников дополнительными гарантиями, одной из которых является учебный отпуск на время сессии. Все эти трудовые права должны соблюдаться.

Служебная записка

Как мы уже отметили ранее, обратиться со служебной запиской, то есть выступить инициатором направления на обучение, может как сам работник, так и его непосредственный руководитель. Чаще всего, конечно же, с инициативой выступает начальник отдела. Если руководитель видит в своем подопечном потенциал для карьерного роста, он может принять решение о получении им необходимой квалификации. Также о курсах повышения квалификации речь заходит, когда на предприятие поставляется новое оборудование или устанавливается новое программное обеспечение. Работники должны знать, с чем работают, а значит, необходимо дать им соответствующую базу знаний.

Служебная записка всегда подаётся на имя директора компании, за которым и будет стоять окончательное решение. Любое обучение стоит денег, а значит, потребуется найти и выделить средства.

Отдельно стоит отметить, что организация не имеет права направить своего сотрудника на обучение в принудительном порядке. В любом случае придётся заручиться согласием работника. Сам человек имеет полное право отказаться от повышения квалификации, и это не будет считаться дисциплинарным поступком или иным нарушением. Единственное, что может сделать работодатель, - отстранить сотрудника от работы, если она требует квалификации, которой у него на данный момент нет.

Форма документа

Форма служебной записки на повышение квалификации не утверждается на законодательном уровне, так как официальная бумага относится к внутреннему документообороту компании. Каждая организация обладает возможностью самостоятельно разработать и закрепить на локальном уровне собственные фирменные бланки. Подобное решение сделает документооборот организации более целостным и единообразным, упростит работу сотрудникам.

Если в организации не закреплено никаких бланков, всегда имеется возможность исполнить документ в свободной форме. Для написания текста допускается воспользоваться синей или чёрной шариковой ручкой либо исполнить его в печатном варианте.

Инструкция по составлению записки

Служебная записка на повышение квалификации по своей структуре состоит из нескольких составных элементов: шапка, основной структурный блок с обращением к директору с просьбой направить сотрудника на повышение квалификации, а также даты формирования официальной бумаги, подписи исполнителя. Разберемся, как не допустить ошибок при формировании служебки.

Шапка размещается в правом верхнем углу листа бумаги. Здесь мы должны в дательном падеже прописать ФИО нашего директора, а также полное наименование компании со ссылкой на организационно-правовую форму. Далее по тексту в родительном падеже обозначим ФИО сотрудника, обращающегося со служебкой, а также должность им занимаю согласно штатному расписанию.

Ниже по документу мы уважительно обращаемся к нашему директору, утверждаем, что одного из сотрудников компании необходимо направить на курсы повышения квалификации. Разъясняем, откуда возникла такая необходимость, кто из работников должен повысить свою квалификацию, где будет проходить образовательный процесс, сколько это будет стоить. Чем больше вводных данных получит директор, тем более оперативно он сможет принять решение.

В завершение работы с документом мы ставим дату его формирования, а также заверяем всё вышеизложенное своим автографом с расшифровкой. Служебную записку в таком виде уже можно передавать директору на рассмотрение. Как только руководство согласует направление на повышение квалификации, работника потребуется уведомить о дате и времени первого занятия, месте его проведения.

Примерный образец