Расписка в получении на руки трудовой книжки – это официальная бумага, подтверждающая, что личный документ работника был выдан ему для достижения его личных целей. В материале мы подробно разберём правила и порядок выдачи трудовых, особенности написания соответствующего подтверждающего документа.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Трудовая книжка
Трудовая книжка – это важнейший документ для любого работника. Именно в нём фиксируется трудовой стаж, места работы, причины увольнения. По общему правилу лицо, заключающее трудовой договор, передаёт трудовую своему работодателю для простановки соответствующих отметок. Если это первое место работы, администрация предприятия заводит документ самостоятельно, за свой счёт.
В течение всего периода работы книжка хранится у работодателя, в отделе кадров. Сотрудник сможет получить её обратно в последний рабочий день вместе со всеми причитающимися выплатами.
Выдача трудовой на руки
Как уже было упомянуто ранее, работник может получить трудовую на руки при увольнении, однако Трудовой кодекс предусматривает ещё один повод. Он прямо указан в статье 62. Документ выдаётся для обращения в органы социального страхования. Это могут быть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением, или какие-то другие моменты. Во всех остальных случаях будет достаточно выписки из трудовой, также оформляемой работодателем.
Следует отметить, если администрация фирмы всё же выдаст своему сотруднику документ для целей, прямо не указанных в законе, это будет грубейшим нарушением трудового законодательства.
Когда может понадобиться трудовая
Гражданам зачастую необходимо предъявить их трудовую книжку в различные государственные или коммерческие учреждения для получения определённых услуг, постановки на учёт и так далее. Самый распространённый случай – получение займа в кредитной организации. Банк всегда требует трудовую, чтобы убедиться в платежеспособности клиента, его надёжном и устойчивом социальном статусе. Во всех случаях, кроме социального страхования, можно обойтись исключительно выпиской.
Утрата и восстановление
На каждом без исключения предприятии есть лицо, которое несёт ответственность за ведение, хранение трудовых книжек работников. Как правило, это руководитель кадровой службы. Именно он в случае утраты документа будет его восстанавливать.
Напоминаем, что восстановление утраченной трудовой – это довольно-таки тяжёлое занятие. На практике сложилось определённое правило: кто официальную бумагу потерял, тот её и восстанавливает. Соответственно, если утрата имела место, когда документ находился на руках от сотрудника, процедурой придётся заниматься ему. Необходимо обойти всех предыдущих работодателей, чтобы проставить оттиски их фирменных печатей, занести недостающие записи. Приобрести чистый бланк в канцелярском магазине и заполнить самостоятельно не выйдет. Это будет расценено как преступление, преследуемое по Уголовному кодексу РФ.
Под утратой может пониматься не только потеря документа, но и внесение незаконной записи, обгорание, намокание. Любые дефекты сделают трудовую книжку недействительной.
Процедура выдачи
Первый шаг в процедуре выдачи – это заявление от самого работника. Работодатель не имеет возможности самостоятельно инициировать процесс. У администрации фирмы будет три рабочих дня на удовлетворение просьбы подчинённого. Отказ не является возможным, правомерным. Если срок пропущен, сотрудник получит возможность обратиться в трудовую инспекцию. На практике проблем с этим не возникает, а книжка оказывается на руках у работника в день написания заявления.
В организациях ведётся журнал учёта трудовых книжек, в котором делается соответствующая запись о передаче документа подчинённому. В качестве подтверждения факта с сотрудника берут расписку. Это самостоятельный документ, в очередной раз подтверждающий добровольность принятия решения и принятия на себя ответственности за сохранность официальной бумаги.
Форма документа
Расписка – это та форма документов, к которой государственные органы не предъявляют никаких особых требований. Это сделано для того, чтобы граждане могли в кратчайшие сроки без привлечения третьих лиц юридически подтвердить какой-то факт, взять на себя обязательства. Заверять её у нотариуса нет необходимости.
Составить расписку можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Хоть и в теории не существует никаких различий между описанными выше вариантами (по части юридической силы), на практике рекомендуется отдать предпочтение рукописному методу. Это в очередной раз подтвердит добровольность составления документа без принуждения со стороны.
Объясняем, как правильно составить расписку
Напоминаем, что к форме расписок государство не предъявляет никаких требований, следовательно, она может составляться в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков.
Посредине листа бумаги пишем слово «расписка», чуть ниже оставляем дату и место её составления. Далее по тексту пишем ФИО лица, занимаемую им должность на предприятии, полное наименование организации-работодателя со ссылкой на её организационно-правовую форму. В этом же блоке прописываем свои паспортные данные (серия, номер, место жительства). Затем утверждаем факт, что лицо действительно получило на руки трудовую книжку и обязуется возвратить в течение 3 рабочих дней после того, как получит её обратно из органа социального страхование. Это прямое требование закона.
Примерный образец
На этом расписку можно считать полностью составленной. Заверяем её своим автографом, расшифровываем его (фамилия и инициалы). С этой секунды вся ответственность за сохранность документа перекладывается на работника компании. В случае пропуска срока возврата придётся также нести ответственность в соответствии с действующим законодательством. Следует отметить, что расписка по своей природе имеет одноразовый характер действия, то есть в следующий раз придётся составлять её заново.