Приёмо-сдаточный акт – это приложение к основному договору (подряда) подтверждающий факт сдачи работ со стороны подрядчика и факт приёмки этих работ со стороны заказчика. Процедура всегда сопровождается определёнными официальными бумагами.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Обязательно ли составление акта
Закон предусматривает прямую обязанность сторон по составлению приёмо-сдаточного акта. Подписание сторонами акта подтверждает выполнение обязательств сторон в полном объеме и в установленные сроки. Отказ подрядчика подписать акт является поводом к применению к нему санкций.
Цели составления документа
Кроме основной цели в виде фактической приёмки проделанных работ акт составляется и с другими целями. Задачи могут касаться бухгалтерского учёта предприятия:
- фиксация расходов/доходов, затраченных/полученных сторонами договора после его фактического исполнения;
- постановка актива на учёт предприятия;
- подтверждение затрат предприятия по эксплуатации нового актива.
Также в акте указываются недочёты по проделанным работам. Недочёты, указанные в документе, могут являться поводом для следующих действий:
- заказчик вправе потребовать подрядчика устранить отмеченные недостатки;
- заказчик вправе отказать в принятии выполненные подрядчиком работ;
- истребовать уменьшение стоимости проделанных работ (оказанных услуг), потребовать выплатить компенсацию за некачественно выполненную работу (поставку товара ненадлежащего качества).
Все вышеперечисленные требования можно будет предъявить подрядчику только в случае их обозначения в подписанном сторонами акте.
Форма акта
Для составления приёмо-сдаточного акта законом не предусмотрена обязательная форма. Деятельность по разработке формы ложится на бухгалтерский отдел предприятия. Организация разрабатывает форму, её подтверждает администрация и форма готова к использованию. Разработка единой для предприятия формы поможет сэкономить контрагентам время на составление акта. Акт можно составить как при помощи компьютера, так и от руки, используя лист бумаги формата А4.
Инструкция по составлению приёмо-сдаточного акта «на пальцах»
Приёмо-сдаточный акт, как и любой другой документ первичного учёта предприятия, должен содержать в себе следующую информацию:
- во-первых, это наименование акта, указываемое в его шапке;
- число, месяц и год его составления;
- место составления акта.
Такие требования диктуются Законом "О бухучёте".
Затем следует часть, в которой необходимо будет указать наименования организаций, согласно их учредительным документам, по основному договору, а также оставить ссылку на основной договор с указанием его реквизитов. Здесь же указывается, какие конкретно работы выполнял подрядчик для своего контрагента. В зависимости от вида выполненных работ основная часть акта может выглядеть по-разному. Специфика некоторых работ подразумевает их приёмку посредством заполнения таблицы с внесением в неё необходимой информации. Таблицы, как правило, используются при выполнении работ по ремонту помещений или оборудования. Если приёмка не требует составления сложной таблицы, предмет акта излагается текстом.
Так должна выглядеть эта часть документа:
Г. Санкт-Петербург 6 апреля 2024 года
Во исполнение договора подряда, заключённого 1 апреля 2024 года №656/А, ООО «Маркетплейс» в лице директора Григоренко Светланы Геннадьевны, действующей на основании устава, далее именуемый «Подрядчик» сдаёт, а заказчик ООО «БибаБоба» в лице директора Приходько Виктора Геннадьевича, действующего на основании устава, именуемого «Заказчик», в свою очередь, принимает следующую выполненную работу: изготовление средств личной гигиены.
Ниже по документу, в основной его части, следует отметить качество выполненных работ. Если имеются претензии, об этом делается отметка в акте. Замечания, указанные в подписанном сторонами документе, могут служить поводом для рекламации. В случае обнаружения недостатков в выполненной работе, в следующем пункте обговаривается их устранение. В нём подробно отмечаются обнаруженные дефекты и устанавливаются сроки по их устранению. По факту исправления недочётов, составляется новый приёмо-сдаточный акт. Процедура регламентируется статьей 753 ГК РФ.
Необходимо отметить, выполнены ли работы в обозначенный договором подряда срок, указать общую стоимость проделанной работы. Будет лучше продублировать сумму как цифрами, так и буквами. Прописной метод написания чисел имеет больший юридический вес в спорных моментах, позволяет избежать возможной опечатки в тексте.
Если стоимость работ в ходе их выполнения изменилась (например, подрядчик решил предоставить скидку или стоимость необходимых материалов возросла), это стоит зафиксировать в акте с обозначением точной суммы надбавки или скидки. Это имеет большое значение для обеих сторон договора при учёте расчётов. Налог также придётся платить с указанной суммы.
Следующим пунктом отмечается факт оплаты выполненных работ подрядчиком. Деньги могут быть переданы непосредственно при подписании акта или же быть перечислены в срок, указанный в этом пункте.
В последнюю очередь отмечаем наличие или отсутствие у контрагентов взаимных претензий.
Так должна выглядеть основная часть акта:
1.Качество выполненной работы проверено полномочным представителем Заказчика в присутствии Подрядчика и соответствует заявленным требованиям.
2. Согласно предоставленному счёту на оплату №514/А, расходы Подрядчика составляют 100 000 руб. (сто тысяч рублей), которые Заказчик обязуется оплатить.
3. Работы выполнены надлежащим образом и в срок, обозначенный в Договоре подряда от 1.04.2024 г. №656/А.
4. За выполненную работу Заказчик устанавливает надбавку в размере 10 000 руб. (десять тысяч рублей) за выполнение работы раньше обозначенного в договоре срока.
5. Заказчик оплачивает выполненные Подрядчиком работы с учётом надбавки на общую сумму 160 000 руб. (сто шестьдесят тысяч рублей).
6. Стороны по факту приёма-сдачи работ претензий не имеют.
Акт составляется и подписывается сторонами в количестве двух экземпляров, имеющих равную юридическую силу перед законом. По одному экземпляру для каждого из контрагентов. Последней записью в документе будут подписи сторон, поставленные уполномоченными на то должностными лицами организаций. Заверять акт печатями предприятий нет необходимости.