Приказы, издаваемые руководителем организации, имеют юридическую силу. Это значит, что положения, в них изложенные, подлежат исполнению. Однако на практике возникают случаи издания нежелательного указа. В такой ситуации необходимо отменить его действие новым распоряжением. Для этого существует специальный документ – приказ об отмене приказа (признании его недействительным).

Файлы для скачивания:

Причины отмены приказа

Руководство предприятия в ходе осуществления своей деятельности издаёт множество различных распоряжений по самым разным направлениям деятельности. Иногда возникают моменты, в которых необходимо отменить действие старого приказа. Поводом для этого могут послужить различные обстоятельства:

  • изменение утверждённого плана командировок;
  • работник передумал увольняться и забрал заявление об увольнении;
  • издание незаконного приказа;
  • и так далее.

Вне зависимости от причины отмены и природы отменяемого документа, для его отмены в любом случае придётся составить соответствующий приказ.

Процедура упразднения распоряжения

Приказы издаются от имени руководителя организации, но их фактическим составлением в крупных компаниях занимаются совсем другие лица. Это, как правило, сотрудники бухгалтерии, кадровой службы или личный помощник (секретарь) директора. Работа с документацией входит в их прямые должностные обязанности. Руководитель спускает вниз директиву о необходимости составления нового документа, отменяющего действие старого. Ответственный сотрудник, в свою очередь, задание выполняет и приносит на подпись уже готовое распоряжение. От начальника требуется лишь заверить документ. После подписания нового правоустанавливающего документа прошлое распоряжение утрачивает юридическую силу.

Форма документа

Законом не предусмотрен обязательный бланк для составления приказа об отмене приказа. Разработка формы и составление документа с чистого листа ложится на плечи предприятий. Распоряжение составляется в свободной форме, однако необходимо соблюсти несколько обязательных моментов:

  • указать ссылку на отменяемый документ;
  • отметить причины отмены распоряжения;
  • обозначить дату вступления в силу настоящего приказа.

Документ можно изложить на компьютере с последующей распечаткой на принтере для подписания, но также имеется возможность составить приказ от руки при помощи шариковой ручки. Это не имеет никакого значения для юридической силы приказа.

Необходимо учесть, что официальная бумага в любом случае должна отвечать требованиям, предъявляемым статьей 9 ФЗ "О бухучёте".

Пошаговая инструкция по составлению приказа

Первым делом, как и в любом распорядительном документе, вносим информацию об организации в шапке. Здесь необходимо прописать полное наименование предприятия, согласно его учредительным документам. Вносить данные об ИНН, ОГРН, юридическом адресе организации необязательно.

Ниже следует указать его наименование с присвоенным ему номером (приказ об отмене приказа), дату составления и населённый пункт. После отметки всех необходимых реквизитов можно переходить к составлению основной части распоряжения.

Далее необходимо отметить какой именно приказ подлежит отмене (указываем номер распоряжения и дату его издания). Следует обратить внимание на используемые формулировки. Если речь идёт об отмене документа, вступившего в силу, применяется формулировка «признать утратившим силу». Имеет смысл указать число, с которого старый приказ утрачивает силу, а новый приобретает.

В случае отмены недавно изданного распоряжения, не успевшего вступить в силу, используем формулировку «Отменить». Это довольно важный момент, так как эти выражения имеют различное значение. Стараемся не вводить сотрудников в заблуждение.

Следующим пунктом указываем причину отмены. Распоряжение может быть отменено в связи с принятием нового, заменяющего документа. Например, это касается различных планов и распорядков. Также можно отменить приказ в связи с предоставлением на предприятие документов, изменяющих правовую природу принятых ранее распоряжений. Это, например, может быть справка из больницы, предоставленная отсутствовавшим на рабочем месте сотрудником. В таком случае его увольнение будет незаконно и приказ необходимо будет отменить.

Приведём пример содержания этой части документа

Г. Самара 23 апреля 2024 года

На основании предоставления младшим юристом Ивановой А. С. справки о беременности от 20.04.2024 г.

Приказываю:

Отменить приказ о направлении работника в командировку от 15.04.2024 г. №5

Основание: справка о беременности Ивановой А. С.

Составление основной части документа закончено и остаётся лишь заверить его подписями.

В случае необходимости исполнения приказа назначается ответственное лицо. Его следует указать в настоящем документе и ознакомить с содержанием под подпись.

В распоряжении можно указать дату, с которой документ утратит свою силу. Сделать это стоит в случае отмены приказа об утверждении планов или распорядка на предприятии. Предполагается, что работники за выделенное время ознакомятся с содержанием документа.

Копии приказа следует направить всем заинтересованным лицам. Например, если речь идёт об отмене приказа на увольнение сотрудника, кадровая служба должна быть в курсе событий. То же самое касается и работников бухгалтерии.

Следует в обязательном порядке ознакомить с содержанием приказа всех указанных в нём лиц. Сотрудники организации должны знать, какие распоряжения издаются в их отношении. Сделать это можно посредством прочтения документа работнику вслух или же дать ознакомиться с документом лично. Ознакомление происходит под подпись. Занимается этим лицо, составляющее распоряжение. Руководитель должен по итогу получить на руки полностью заполненный приказ и заверить его, оставив в нём свой автограф.

Заверенный всеми необходимыми лицами документ вступает в силу с момента подписания (если в распоряжении не указано иное). Ставить оттиск фирменной печати организации необязательно.