Приказ о запрете использования служебного транспорта в личных целях – это распорядительный документ, в соответствии с которым руководитель предприятия может официально запретить пользоваться рабочими машинами во исполнение личных задач сотрудников. Сегодня мы разберемся, насколько законно использование служебных автомобилей в личных целях, почему работодатели стремятся лишний раз напомнить работникам о таком запрете, причем здесь приказ директора и как правильно его оформить.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документуОбразец приказа о запрете использования служебного транспорта в личных целях
Бланк приказа о запрете использования служебного транспорта в личных целях
Служебные машины в личных целях
Организации, использующие в своей деятельности автомобили, доверяют их управление своим сотрудникам, предполагая, что те будут применять их строго по основному назначению. Обратим внимание на то, что ни в одном действующем ныне законе, в том числе и в Трудовом кодексе Российской Федерации, мы не сможем найти упоминаний о том, что использовать служебные авто в личных целях работники не могут. Данное правило считается негласным, то есть само собой разумеющимся. Причин тому несколько.
Во-первых, устраиваясь на работу, человек обязуется тем или иным образом приносить пользу предприятию, то есть выполнять возлагаемые на него задачи. Очевидно, что, перемещаясь по городу в рабочее время в личных целях, сотрудник будет заниматься чем угодно, но не исполнением должностных обязанностей.
Во-вторых, служебные машины обслуживаются и заправляются за счет средств работодателя, то есть фактически гражданин будет решать свои личные задачи через работодателя, даже не поставив того в известность. Дело в том, что далеко не всегда в конце рабочего дня сотрудник ставит машину в парк. Бывают организации, доверяющие машину работнику и во внерабочее время, однако лишь во имя достижения объективных целей и интересов.
В-третьих, не следует забывать и о правилах охраны труда на предприятии. Дело в том, что работодатель несёт полную ответственность за то, что может случиться с сотрудником в рабочее время. Если компания еще готова ответить за инцидент в рабочее время, поскольку это часть жизни и с такими рисками приходится мириться, то вот за ДТП во внерабочее время фирма отвечать не станет. Даже если сотрудник будет передвигаться по личным целям в рабочее время, компания в любом случае сможет доказать, что не посылала человека на такое задание.
Эти и многие другие причины считаются достаточными для того, чтобы лишний раз напомнить работникам о том, что пользоваться служебными машинами в личных целях нельзя. За подобный проступок работодатель может предусмотреть штрафные санкции в рамках действующего законодательства. Речь идёт о дисциплинарных взысканиях из 192 статьи Закона «О труде». Так, работникам может ждать взыскание в форме замечания, выговора или даже увольнения. Всё зависит от конкретного проступка и сопутствующих обстоятельств.
Форма документа
Говоря о форме распорядительного документа, следует отметить, что по состоянию на сегодняшний день и вовсе не существует каких-то конкретных бланков или шаблонов, которыми мы могли бы воспользоваться при составлении приказа о запрете использования служебного транспорта в личных целях. Следовательно, единственное, на что нам следует обратить внимание, – это общие правила делового документооборота, а также документацию схожего толка и содержания. Придерживаясь ряда относительно несложных требований, на выходе мы сможем получить максимально корректно оформленное распоряжение, которое можно будет без лишних проблем издать, передать на хранение в архив.
Структурно приказ директора должен состоять из шапки, описательно-мотивировочной и распорядительной частей, а также определенного набора реквизитов. Каждый отдельно взятый структурный элемент имеет уникальные правила в части оформления.
Разбираемся, как составить приказ
Приказ о запрете использования служебного транспорта в личных целях нам следует начать составлять с заполнения его шапки. В верхней части документа нужно прописать полное наименование компании, внутри которой и происходит всё мероприятие. Затем здесь же руководитель указывает название текущего распоряжения, присваивает ему уникальный номер согласно утвержденной на предприятии номенклатуре дел. Не забудем оставить дату и место формирования приказа. Под местом следует понимать не конкретный адрес, а лишь населенный пункт, в котором располагается головной офис фирмы.
Ниже по документу приступим к оформлению описательно-мотивировочной части нашего приказа. Здесь директор должен сослаться на имеющиеся у него основание и обоснование для издания такого распоряжения. В частности, можно сослаться на служебную записку одного из подчинённых. Далее начальник пишет слово «приказываю», начинает в столбик перечислять имеющиеся распоряжения по теме:
- с такого-то числа запретить пользоваться служебным транспортом в личных целях;
- кадровику ознакомить сотрудников с содержанием настоящего приказа, довести до них информацию о последствиях;
- оставить контроль за исполнением приказа на одного из руководителей.
В завершение работы с документом директор должен будет расписаться за всё вышеизложенное, расшифровать автограф. В таком виде распоряжение уже смело можно отправлять на исполнение. Фактически исполнять приказ будет кадровик, поскольку работа с личной документацией входит в его должностные обязанности.
Примерный образец