Приказ о закрытии обособленного подразделения – это распорядительный документ организации, в соответствии с которым принимается решение о ликвидации отдела фирмы. Процедура является комплексной и довольно сложной, берёт своё начало с соответствующего распоряжения руководителя.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Закрытие обособленного подразделения
Закрытие обособленного подразделения всегда подразумевает большое количество работы. Потребуется привести в порядок все бумаги, подготовить отчётность. Необходимо завершить все деловые взаимоотношения с контрагентами, погасить все обязательства, расторгнуть договор аренды помещения.
Отдельно стоит вопрос с трудоустройством работников этого отдела. О ликвидации подразделения в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ необходимо уведомить заблаговременно (за два месяца). Работодатель обязан предложить всем сотрудникам другие подходящие вакансии в организации, если таковые имеются. В противном случае трудовой договор расторгается.
Причины для ликвидации могут быть самыми разнообразными. Поводом может послужить убыточность подразделения или тяжёлое экономическое положения фирмы. Необходимо отметить, что отдел может быть открыт для выполнения одной конкретной задачи. По факту её осуществления содержать его становится нецелесообразно. Вне зависимости от причин придётся провести всю процедуру от начала и до конца.
Сроки
Закон ни коим образом не ограничивает предприятие в сроках закрытия подразделения. Процедура довольно-таки сложна и может растянуться на несколько месяцев. Подготовка всех документов и закрытие обязательств занимает много времени.
Основания
Под основанием понимается принятие решения в соответствии с каким-то документом. В данном случае таким документом решение собрания учредителей организации или одного учредителя (если он один). Процедура открытия и закрытия подразделений должна быть подробно регламентирована в уставе фирмы. Что касается обоснования, то здесь обычно озвучивается действительный повод для принятия решения.
Кто пишет и исполняет приказ
Приказ о закрытии подразделения может написать фактически любой работник предприятия, имеющий общее представление о работе с документами. Директор организации обычно поручает эту задачу секретарю или юристу. Руководитель должен получить на подпись уже полностью готовый проект распоряжения.
Под исполнением понимается практическое приведение в действие положений приказа. Так как речь идёт о закрытии отдела, сотрудник, на которого возложена эта обязанность, должен обладать определённым уровнем образования, квалификации и опыта работы. Обычно этим занимается руководитель юридического отдела, заместитель директора или начальник этого обособленного подразделения.
Форма документа
На сегодняшний день органы власти не требуют от предприятий использования каких-то конкретных унифицированных бланков для составления распорядительных документов. Приказы пишутся в свободной форме, однако и она подразумевает определённые требования. В частности, речь идёт о:
- деловом языке текста;
- обозначении реквизитов организации;
- вполне конкретной структуре документа;
- наличии подписей всех упомянутых лиц.
Для составления распоряжения рекомендуется использовать фирменный бланк фирмы, так как на нём обозначены все необходимые реквизиты. Копию приказа придётся предоставить в государственные органы. Закрытие подразделения – это юридически значимое событие. Однако текст можно изложить и на чистом листе бумаги формата А4 с указанием всех сведений вручную.
Допускается два варианта написания текста приказа: рукописный с помощью чёрной или синей шариковой ручки (но ни в коем случае не карандаша) и машинописный при помощи компьютерных средств. Это именно тот случай, когда следует отдать предпочтение именно печатной версии. Она будет иметь более презентабельный вид при представлении документа в налоговую. В любом случае оба варианта обладают идентичной юридической силой. Важнейший элемент документа – подпись руководителя. Без неё вся процедура будет признана незаконной.
Объясняем, как правильно составить приказ
По своей структуре приказ можно условно разделить на три смысловых блока: реквизиты, основная (распорядительная) часть и подписи лиц. Следует уделить должное внимание каждому из них.
Начинаем именно с реквизитов, если используется чистый лист бумаги. Указываем полное наименование организации со ссылкой на организационно-правовую форму лица, ИНН, ОГРН и юридический адрес. Этих сведений для налоговой будет достаточно. Далее посередине листа пишется слово «приказ», ему присваивается номер для внутреннего документооборота в фирме. Чуть ниже обозначается дата издания распоряжения и населённый пункт, в котором оно было составлено. Необходимо учесть, что населённые пункты, в которых располагаются головной офис и обособленное подразделение, могут отличаться. Проверяем правильность указанных сведений и переходим к следующему блоку.
Начать основную часть следует с обоснования. Указываем причину закрытия отдела. Затем пишем слово «приказываю» и по пунктам утверждаем следующие положения:
- обозначаем сам факт закрытия подразделения, указываем его адрес;
- даём распоряжение одному из подчинённых курировать весь процесс ликвидации. Речь идёт о подготовке всей необходимой документации, отчётности, решении вопросов с контрагентами, исполнении обязательств;
- приказываем главбуху осуществить закрытие баланса отдела;
- возлагаем ответственность за исполнение приказа. Это может быть сам директор или любой его подчинённый.
Примерный образец
На этом процесс составления приказа можно считать практически законченным. Осталось лишь заверить документ подписями (с расшифровкой) всех упомянутых в нём лиц, в том числе руководителя организации. Как только приказ обретёт юридическую силу, начнётся процедура по закрытию обособленного подразделения предприятия.