Приказ о выплате материальной помощи – это распорядительный документ, издаваемый руководителем организации, на основании которого бухгалтерия сможет выделить тому или иному сотруднику денежные средства в качестве матпомощи. Сегодня мы постараемся разобраться, что понимается под материальной помощью, кому и в каких случаях она полагается, как составить приказ.

Материальная помощь

Материальная помощь – это выплата сотруднику от работодателя, предназначенная для материальной поддержки человека в трудный или важный для него жизненный период. Так, если оклад или премия так или иначе связаны с осуществлением трудовой деятельности, качеством работы сотрудников и иными рабочими моментами, то вот материальная помощь их не касается. Предполагается, что на полученные деньги человек должен каким-то образом изменить свою жизненную ситуацию:

  • оплатить дорогостоящее лечение;
  • снять квартиру;
  • увеличить бюджет на свадебное торжество.

Трудовой кодекс Российской Федерации нигде в своих положениях не содержит информации относительно того, что представляет собой матпомощь, кому она полагается, по каким поводам и в каком размере. Таким образом получается, что данная сфера правоотношений может регулироваться локальными актами организации. Так, любое юридическое лицо имеет возможность разработать и закрепить на локальном уровне Положение «О материальной помощи». Именно по таким правилам и будет работать вся система выплаты материальной помощи на предприятии.

В том случае, если в организации нет соответствующего локального акта, получается, что правоотношения будут регулироваться исключительно отношениями между работником и работодателем. Интересы работодателя в данных правоотношениях представляет директор, именно ему и нужно будет принимать соответствующее решение.

Работник, желающий получить матпомощь, должен будет первым обратиться в адрес начальника с заявлением или служебной запиской на матпомощь. О том, как составить служебную записку на материальную помощь, мы уже рассказали на сайте.

Основание и обоснование

Любой приказ директора должен иметь под собой основание и обоснование. Несмотря на визуальную схожесть, эти два понятия имеют абсолютно различное содержание.

Так, под основанием понимается тот документ, который и станет поводом для издания распоряжения. В нашем случае такими официальными бумагами станут заявление от работника или соответствующая служебная записка.

Что касаемо обоснования, то здесь нам нужно будет сослаться на положения закона, каким-то образом регулирующие правоотношения, о которых и пойдет речь в приказе. Как мы уже отметили выше, в Законе «О труде» нет ни слова о материальной помощи, а значит, нам придется копать глубже. В частности, обращаем внимание на Письмо Минтруда от 28.09.2020 N 14-1/ООГ-15412. Здесь законодатель разъясняет социальную природу материальной помощи, называя её социальной выплатой, а также наделяет работодателя правом выплачивать своим сотрудникам деньги по такому основанию.

Форма документа

Говоря о форме приказа о выплате материальной помощи, хотелось бы отметить, что по состоянию на сегодняшний день отечественный законодатель особо не интересуется вопросами внутреннего документооборота частных организаций, в связи с чем документы такого толка могут формироваться в произвольном виде. Так, в теории любой человек может сформировать подобное распоряжение, имея лишь общее представление о том, что представляют собой общие правила делового документооборота, как с ними работать.

Обратим внимание на несколько важных пунктов, которые мы должны будем соблюсти:

  • структура приказа, то есть документ должен состоять из реквизитов, описательно-мотивировочной и резолютивной (распорядительной) частей;
  • деловой стиль языка и нейтральный тон повествования;
  • необходимость оставления на бумаге автографа начальника;
  • необходимость в ознакомлении с содержанием распоряжения всех сотрудников, которых оно касается;
  • ссылки на основание и обоснование.

Написать текст распоряжения исполнитель может как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Оба варианта допускаются к применению на практике. Традиционным носителем информации в нашем случае станет чистый лист бумаги формата А4.

Разбираемся, как составить приказ

Первым делом мы должны будем разобраться с реквизитами нашего приказа. Прописываем полное наименование компании, руководитель которой издает распоряжение, присваиваем приказу номер согласно номенклатуре дел, а также оставляем дату и место его составления.

Следующим шагом мы должны будем оставить обоснование принятия решения, то есть ссылаемся на вышеупомянутый приказ Минтруда. Ниже по документу пишет слово «приказываю», с красной строки по пунктам начинаем перечислять распоряжения. В частности, нужно распорядиться выдать сотруднику энную денежную сумму в качестве матпомощи, возложить исполнение распоряжения на кого-то из подчинённых. Очевидно, что в данном случае исполнять приказ будет бухгалтер, поскольку именно в его должностные обязанности входит работа с деньгами.

В завершение работы с документом директор ссылается на основание в виде заявления или служебки от сотрудника, расписывается за всё вышеизложенное. Теперь, когда распоряжение уже полностью готово, останется только официально его издать и ознакомить с его содержанием всех лиц, которых оно касается.

Примерный образец