Приказ о выплате дивидендов учредителям – это распорядительный документ, в соответствии с которым участники акционерного общества получают денежные средства от прибыли организации. Процедура всегда должна пройти определённое документальное оформление.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Дивиденды
Под дивидендами понимаются денежные средства, которые остаются у организации после уплаты все налоговых и иных обязательств. Итоговая сумма делится между всеми участниками общества в зависимости от их доли в уставном капитале. Решение о выплате принимается на общем собрании учредителей. Если учредитель у общества один, решение принимается единолично.
Процедура
С точки зрения права процедура регламентируется ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Статья 28 настоящего документа гласит, что принимать решение о выплате дивидендов учредители могут ежеквартально, раз в полгода или раз в год. Следует отметить, что речь идёт именно о чистой прибыли. Отсюда вытекают определённые ограничения на выплату. Прибыль не может быть распределена, если:
- юридическое лицо находится на любом из этапов процедуры банкротства;
- до полной оплаты уставного капитала;
- до выплаты доли участника общества при его выходе из организации.
Регламент
Сроки, способ перечисления и точные суммы дивидендов прописываются в уставе общества. По общему правилу средства должны быть выданы в течение 60 календарных дней после принятия соответствующего решения. Предполагается, что за этот период директор издаст соответствующий приказ, а главбух исполнит его и фактически выдаст денежные средства. Что касаемо способа выдачи, здесь всё индивидуально. Имеют место следующие варианты: наличными и переводом на счёт в кредитной организации.
Кто пишет и исполняет приказ
Несмотря на то, что все распоряжения издаются от лица руководителя организации, составлением приказа далеко не всегда занимается он лично. На практике директор в устной форме поручает эту задачу одному из своих подчинённых, обладающему опытом и навыками работы с документацией. Обычно распоряжение составляет секретарь, бухгалтер или юрист фирмы. Начальник должен получить на стол уже итоговый вариант официальной бумаги и поставить на ней свой автограф.
Исполнение – это реализация положений, изложенных в приказе. В настоящем случае исполнять распоряжение будет главный бухгалтер. Вся деятельность по хозяйственной части предприятия всегда проходит через бухгалтерию. Процедура обусловлена строгой отчётностью в компаниях. С дивидендов придётся также заплатить налоги. Как правило, имеет место работа с крупными суммами. Если средства переводятся физическому лицу, речь идёт об уплате НДФЛ.
В случае с выплатой юридическому лицу, уплачивается налог на прибыль организаций. До получателя дойдёт уже итоговая сумма с учётом вычета налога. Всю эту работу придётся проделать главбуху.
Форма документа
В настоящее время органы государственной власти не требуют от организаций составлять распорядительную документацию, пользуясь общеобязательными унифицированными бланками. Существуют лишь рекомендованные шаблоны, но пользоваться ими необязательно. Все приказы на практике пишутся в свободной форме. Следует иметь в виду, что документ в свободной форме также должен соответствовать определённым стандартам:
- деловой язык речи;
- чёткая структура официальной бумаги;
- обозначение реквизитов;
- подписания уполномоченными лицами;
- наличие основания и обоснования.
Для написания приказа рекомендуется воспользоваться фирменным бланком организации, ведь на нём уже указаны реквизиты фирмы. Также имеется возможность использовать чистый лист бумаги формата А4, но в таком случае прописывать сведения о предприятии придётся вручную.
Исполнить текст распоряжения допускается одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки и в печатном виде при помощи компьютерных средств. Итоговый документ в любом случае будет обладать юридической силой при условии подписания руководителем компании. Директор вправе своим локальным нормативным актом закрепить положение, в соответствии с которым вся распорядительная документация должна быть составлена в машинописном виде.
Пошаговая инструкция по составлению приказа
Первый шаг – обозначение реквизитов. В шапке официальной бумаги указываем полное наименование организации, ссылаемся на её организационно-правовую форму (ООО). Ниже по документу посередине страницы пишем слово «приказ», присваиваем ему номер для внутреннего документооборота в компании. Далее оставляем дату составления распоряжения и населённый пункт, в котором географически находится организация.
Второй шаг – мотивировка. В этой части требуется указать основание и обоснование. Под обоснованием понимают реальную причину принятия решения, а под основанием нормативно-правовую основу. Ссылаемся на соответствующий пункт устава общества, решение собрания учредителей и статью 28 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Третий шаг – утверждение распоряжений. С красной строки пишем слово «приказываю» и по пунктам обозначаем следующие моменты:
- распоряжаемся выплатить дивиденды. Перечисляем всех учредителей общества (указываем ФИО и долю в уставном капитале) и полагающуюся сумму с учётом уплаты налога;
- отдаём распоряжение главному бухгалтеру осуществить выплату денежных средств в определённой форме (наличные или безналичные) за обозначенный период (до 60 календарных дней);
- возлагаем контроль за исполнением приказа. В данном случае эти полномочия чаще всего берёт на себя лично директор компании.
Примерный образец
На этом составление приказа подходит к своему логическому завершению. Знакомим главбуха с текстом распоряжения под подпись (с расшифровкой). Руководитель также оставляет свой автограф на официальной бумаге. После подписания документа всеми должностными лицами фирмы он обретает юридическую силу.