Приказ о проведении инвентаризации – это документ, которым руководитель предприятия инициирует процедуру инвентаризации в том или ином структурном подразделении организации.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Момент проведения инвентаризации
Инвентаризация подразумевает осуществление проверки наличия тех или иных активов предприятия, находящихся в его распоряжении. Касаться это может товарно-материальных ценностей, оборудования, документов и так далее. Своей целью процедура имеет определить в каком количестве и качестве пребывают объекты, а также сравнить фактические показатели с показателями на бумаге. В ходе инвентаризации может быть выявлена недостача. Ответственность за это будет нести материально ответственное за объекты лицо.
Проводится процедура по самым разным причинам. Самое основная – это, конечно, ежегодная инвентаризация перед ежегодным отчётом. По её итогам станет понятно, что изменилось в предприятии за прошедший год. Однако существуют и другие причины для проведения проверки. К ним будут относиться:
- смена сотрудника на должности материально ответственного лица. Перед вступлением нового работника в должность обязательно проводится инвентаризация с целью сверить показатели и обнаружить возможную недостачу. В противном случае найденные в дальнейшем недочёты послужат основанием для применения санкций уже к новому работнику, не имеющим к их образованию никакого отношения;
- стихийное бедствие или авария антропогенного характера (например, пожар или затопление). Необходимо выяснить пострадали ли объекты, а если пострадали, то какие именно и в каком количестве. Результаты инвентаризации будут являться основанием для списания уничтоженных предметов (товаров, документов);
- хищение имущества сотрудником предприятия или сторонним лицом. В данной ситуации целью проверки будет являться определение количество похищенных ценностей.
Процедура проведения проверки
Как уже было сказано выше, инициатором инвентаризации выступает руководитель организации. Он назначает членов комиссии во главе с председателем. В качестве председателя выбирается, как правило, главный бухгалтер или руководитель структурного подразделение. Должности остальных членов комиссии особой роли не играют, однако они все должны быть сотрудниками отдела, в котором проводится проверка. При необходимости имеется возможность привлечь помощь со стороны. В силу больших объёмов проверки, нехватки кадрового ресурса или сложности проведения процедуры приглашают специальных экспертов – аудиторов.
Члены комиссии в обозначенные руководителем сроки проводят инвентаризацию на указанном объекте. По завершению проверки они составляют документ с результатами. В нём указываются итоги проверки, отмечается недостача и её объёмы, а также предлагаются пути решения возникшей проблемы. Готовое заключение отправляется руководителю для ознакомления и подписания.
Форма документа
Закон не обязывает коммерческие фирмы пользоваться определённым бланком для составления распоряжения, вследствие чего организации вправе сформировать приказ самостоятельно в свободной форме. Необходимо лишь соблюсти общие требования, предъявляемые к такому документу:
- указать реквизиты документа (наименование организации, число, населённый пункт и т.д.);
- обозначить причину проведения проверки;
- на каком объекте она будет проводиться;
- какие именно ценности подлежат инвентаризации (товары, документы и т.д.);
- состав комиссии с указанием её председателя;
- сроки проведении процедуры и крайнюю дату предоставления отчёта.
Однако составлять документ самостоятельно совершенно необязательно, ведь существует разработанная Госкомстатом и утверждённая в соответствующем Постановлении форма ИНВ-22, в которой уже изложены все необходимые моменты. Остаётся только лишь заполнить готовый бланк.
Заполнением документа руководитель в крупной фирме не может заниматься самостоятельно в силу занятности другими видами деятельности. Распоряжение отдаётся сотрудникам юридического отдела, отдела кадров или секретарям. Директор получает на стол уже готовый вариант распоряжения для подписи.
Форму ИНВ-22 можно заполнить шариковой ручкой или же на компьютере. Если использовать компьютерные средства, в любом случае документ придётся распечатать для заверения подписями.
Пошаговая инструкция по заполнению формы ИНВ-22
Внесение данных в готовый бланк не должно вызвать затруднений, тем не менее разберём всё подробно. В шапке документа необходимо указать полное наименование юридического лица, осуществляющего инвентаризацию, и структурное подразделение, в котором она будет проходить. В поле справа вписываем код предприятии по классификатору.
Ниже по документу ему присваивается номер для внутреннего документооборота в фирме и указывается дата его составления.
Следующим пунктом форма предлагает указать, где именно будет проходить инвентаризация. Это может быть всё имущество на предприятии или проверка на местах в каком-то определённом отделе. Указывается в зависимости от причин проведения проверки.
Далее утверждается состав комиссии. Отдельно обозначается её председатель. В выделенных полях вносим информацию о должности сотрудника на предприятии и пишем его ФИО.
Отмечаем, какие именно объекты будут подвергаться инвентаризации (товарно-материальные ценности, документы и т.д.).
Утверждаем сроки проведения процедуры. Временные рамки определяет руководитель, руководствуясь объёмом предстоящей работы.
Ниже отмечается причина проведения мероприятия (плановая инвентаризация, смена мат. ответственного лица и т.д.).
Последним пунктом вносится информация о том, куда необходимо предоставить отчёт по итогам инвентаризации. Именно в этом месте и будет храниться документ. Здесь же обозначается крайний срок сдачи заключения.
Составление распоряжения окончено и остаётся только утвердить его путём подписания руководителем организации. После этого документ обретает юридическую силу, и члены комиссии могут приступать к проведению проверки в обозначенные сроки.