Претензия в магазин – это документ, в котором покупатель выдвигает к администрации точки торговли определённые требования. В рамках настоящего материала мы рассмотрим самые популярные основания для обращения с претензиями в адрес магазинов, приведём инструкции по формированию официальной бумаги.

Споры с магазинами

Магазин – это точка торговли, представители которой реализуют некие товары населению. К подобного рода правоотношениям применяются положения Закона «О защите прав потребителей», а значит, все находящиеся в продаже товары должны отвечать критерию надлежащего качества. Для продуктов питания это будет означать соблюдение сроков годности, а для различного рода бытовой техники – общую исправность и отсутствие препятствующих эксплуатации дефектов. Отметим, что продавец обязан надлежащим образом информировать покупателя о характеристиках товара. Так, можно встретить как магазины продают дефектные товары с уценкой. Потребительский закон не запрещает такие операции, так как потребитель заведомо знает о наличии у товара недостатков, получил соразмерную им скидку.

Правоотношения формата «магазин – покупатель» с точки зрения гражданского права квалифицируются как договор розничной купли-продажи, выражающийся в оферте и акцепте. Стороны не подписывают никаких документов, а сам факт согласия на приобретение выражается в совершении конклюдентных действий.

Претензия

Претензия к продавцу прямо упоминается в положениях потребительского закона как форма реакции покупателя на некачественный товар. По общему правилу заявить претензию можно не только магазину, но также и производителю. Безусловно, вариант с обращением к непосредственному продавцу видится более простым в исполнении, так как гражданин точно знает, где именно он совершал покупку.

На практике существует множество оснований для выставления претензии магазину розничной торговли. Рассмотрим некоторые из них.

Первый повод – приобретён некачественный товар. Потребительский закон обязывает продавца принять такой продукт обратно, возвратив покупателю уплаченные за него денежные средства. В качестве альтернативы можно договориться о приобретении товара в имеющемся виде, но с получением определённый скидки за его качество.

Второй повод – приобретён товар надлежащего качества, однако потребитель по каким-то причинам решил его возвратить. С большинством продуктов на рынке произвести подобную процедуру можно, однако Правительство РФ выделяет ряд исключений. Так, нельзя вернуть технически сложные товары, товары индивидуального пользования и некоторые иные товары. Если конкретно ваша покупка не содержится в утверждённом правительстве перечне, вы имеете право оформить её возврат или обменять на другую вещь в течение пятнадцати дней. Отказ от удовлетворения подобного требования будет признан незаконным.

Третий повод – приобретён не тот товар, который предполагался к приобретению. Напоминаем, что продавец обязан информировать покупателя о характеристиках товара и его свойствах. Например, гражданин делает ремонт, ему понадобилось просверлить потолок для монтажа люстры. Консультант в магазине предложил использовать для таких целей шуруповёрт, который даже в теории не сможет справиться с подобной задачей. Потребитель имеет полное право оформить законный возврат.

Форма документа

Форма претензии в магазин не утверждается законодателем на нормативном уровне, вследствие чего потребитель может исполнить её, руководствуясь общими правилами работы с деловыми бумагами. Речь идёт о соблюдении общих правил работы с деловыми бумагами, то есть о выдержке нейтрального тона языка, отказа от проявления любого рода фамильярства и прочее. Что касаемо структуры документа, то здесь за основу берётся исковое заявление и его структурные элементы: преамбула, описательно-мотивировочная и просительные части.

Написать текст документа допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Носителем информации традиционно выступит чистый лист бумаги формата А4.

Рассказываем, как правильно сформировать претензию

Начинаем оформлять претензию с заполнения её шапки. В правом верхнем углу листа бумаги отметим полное наименование магазина, ФИО и должность руководителя торговой точки, а также юридический адрес организации. Здесь же обозначим ФИО покупателя, серию и номер его паспорта, номер сотового телефона для возможности получения обратной связи.

Ниже по документу отмечаем, что вы приобрели в магазине какой-то товар со ссылкой на имеющийся на руках чек или квитанцию, указанием на примерные дату и время покупки. Далее потребуется оставить на бумаге подводку к будущему выдвижению требований. Например, приобретённый свитер оказался мал вам по размеру, в результате чего вы решили оформить возврат. В принципе, мотивировать принятое решение необязательно, так как потребительский закон не содержит в себе таких требований, однако лишним не будет.

Следующим шагом обращаемся к руководителю торговой компании, требуем удовлетворить ваш запрос. Речь может идти о возврате, обмене, гарантийном ремонте, уменьшении стоимости товара и так далее.

Примерный образец

Подписываем итоговый вариант претензии, подготавливаем два идентичных экземпляра. Один должен быть передан на рассмотрение в магазин, а второй заверяется отметкой о получении с датой, остаётся на руках у потребителя. В течение десяти календарных дней представители магазина должны выйти на связь и огласить решение по факту вашего обращения.