Претензия поставщику коммунальных услуг – это документ, с которым потребитель коммунальной услуги может обратиться к ресурсоснабжающей организации, выставить её требований по части надлежащего исполнения обязательств. Сегодня мы разберемся, какая организация за какой ресурс отвечает, чем претензия отличается от жалобы, как правильно сформировать официальную бумагу и предъявить на рассмотрение.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Претензия или жалоба
Первым делом хотелось бы провести чёткое разграничение между претензией и жалобой, ведь это два различных вида документов, имеющих различное юридическое значение. Во-первых, претензия адресуется непосредственно самой ресурсоснабжающей организации, а жалоба – в государственный орган. Во-вторых, жалоба носит просительный характер, то есть гражданин выражает просьбу о совершении того или иного юридически значимого действия, а в претензии человек выставляет требования.
Ранее на сайте мы уже рассказывали, как заявить жалобу на поставщика коммунальных услуг: в какой именно орган, чего можно добиться посредством обжалования и так далее. Сегодня уделим внимание именно претензии.
Коммунальные услуги
В сфере оказания коммунальных услуг существует множество нормативных правовых актов, регламентирующих условия их оказания, оплаты и так далее. Основным из них будет являться Жилищный кодекс Российской Федерации. В качестве дополнительного документа часто применяют положения Закона «О защите прав потребителей». В общем и целом, законодатель устанавливает, что конечный потребитель должен не только регулярно оплачивать оказываемые ему услуги, но также и получить их в надлежащем качестве. Например, если из горячего крана течёт холодная вода, следует обращаться к поставщику с претензией, требовать исправить недостатки или осуществить перерасчет по начислениям.
Законодательство разделяет сферы ответственности по части оказания услуг ЖКХ между различными организациями. Так, за теплоснабжение будет отвечать один поставщик, а за подачу холодной воды – другой. Перед тем, как приступить к оформлению претензии, следует разобраться, какая именно организация будет отвечать за тот или иной ресурс.
Требования по претензии
Гражданин оставляет за собой право выставлять поставщикам коммунальных услуг несколько разновидностей требований. Рассмотрим каждый из них.
Первое требование – прекратить нарушать права потребителя, начать оказывать услугу надлежащего качества. Здесь не пойдёт речи о каком-либо перерасчете денежных средств, о выплате неустойки и прочих финансовых вопросах. Гражданин просто желает получать ту услугу, за которую он исправно платит.
Второе требование – возвратить уплаченные денежные средства за фактически не оказанные услуги. Ранее мы уже приводили пример с холодной водой из горячего крана. Частая ситуация, когда по утрам в многоэтажных домах необходимо пропускать холодную воду чтобы дождаться горячей. Всё это время будет крутиться счетчик именно горячей воды, которая стоит в разы дороже.
Форма документа
Форма претензии поставщику коммунальных услуг не утверждается на законодательном уровне, что позволяет гражданам формировать документ в произвольном виде. Как бы то ни было, претензия – это всё ещё официальная бумага, а значит, должна иметь соответствующий внешний вид. Речь идёт о соблюдении базовых правил делового документооборота. Обычно за основу для претензии берётся судебное исковое заявление, состоящее из преамбулы, описательно-мотивировочной и просительной части.
В качестве носителя информации будем использовать чистый лист бумаги формата А4. Написать текст допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Следует понимать, если поставщик коммунальной услуги откажется удовлетворить ваши требования, копия претензии может оказаться в суде, а значит, лучше воспользоваться именно печатным вариантом. Как ни крути, а машинописный текст имеет более деловой внешний вид.
Рассказываем, как правильно составить претензию
Первый структурный элемент претензии – это преамбула или же шапка. Она размещается в правом верхнем углу листа бумаги. Здесь мы должны будем прописать, кому подаётся документ, от кого. В дательном падеже указываем ФИО руководителя организации-поставщика, полное наименование компании, а также её юридический адрес. Далее по тексту в родительном падеже обозначим свои ФИО, серию и номер паспорта. В качестве средств обратной связи оставим номер сотового телефона и адрес электронной почты для обмена документами.
Ниже по документу мы обращаемся к директору ресурсоснабжающей организации, утверждаем, что является потребителем коммунальной услуги, выражаем недовольство её качеством. В качестве обоснованиях своей позиции потребуется ссылаться на конкретные факты. Например, если из вашего населенного пункта не вывозят мусор, следует приложить к претензии соответствующие фотографии.
Следующим шагом мы начинаем выдвигать свои требования. Требуем от поставщика коммунальной услуги произвести перерасчет по лицевому счету, начать оказывать услугу надлежащего качества или возвратить уплаченные за не оказанную услугу денежные средства. Итоговый вариант претензии заверяем подписью гражданина, ставим дату оформления.
Примерный образец
Срок ожидания ответа на претензию – тридцать календарных дней. Если в течение этого срока ответа так и не последовало, следует обращаться с жалобой в государственный орган. Это может быть прокуратура, ГЖИ или Роспотребнадзор.