Претензия Почте России – это документ, с которым в адрес организации может обратиться любой её клиент в случае нарушения договорных обязательств, исполнения условий договора ненадлежащим образом. Сегодня мы рассмотрим, с какими ситуациями можно столкнуться при взаимодействии с Почтой России, какова юридическая роль претензии, как правильно сформировать официальную бумагу и передать на рассмотрение.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Претензия к Почте России
Почта России оказывает транспортные услуги гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Подобные правоотношения можно определить как договор грузоперевозки, правила заключения и исполнения которого прописаны в Гражданском кодеке РФ.
Так, одна сторона, именуемая «перевозчик», обязуется по заказу другой стороны, именуемой «отправитель», доставить тот или иной груз третьей стороне, именуемой «получатель». Вопрос о том, кто оплатит услугу (получатель или отправитель), решается между контрагентами в индивидуальном порядке. Статья 796 ГК РФ гласит, что перевозчик несёт полную материальную ответственность за вверенный ему груз, то есть в случае его утраты или порчи будет обязан возместить его стоимость.
Почта России доставляет не только письма, но также посылки, в том числе крупногабаритные. По факту приёма-передачи груза составляется соответствующий акт и опись всех загруженных в ТС материальных ценностей. Таким образом отследить, на каком конкретно этапе перевозки образовался недовес или произошел бой, не составит особого труда.
Основания для заявления претензии
Как и с любой другой транспортной компанией, оснований для заявления претензии всего три: просрочка доставки, потеря посылки, порча товарно-материальных ценностей. Во всех подобных случаях отправитель получит возможность на получение компенсации. Если Почты России откажется удовлетворять требования в добровольном порядке, придётся обратиться в суд.
Пропустить претензионный порядок согласно статье 797 Гражданского кодекса нельзя. Срок рассмотрения претензии – 30 календарных дней.
Просрочка доставки
Что касаемо сроков, здесь будет идти речь о начислении неустойки за каждый день просрочки исполнения обязательства. Если для рядового гражданина просрочка, как правило, не несёт никаких особых негативных последствий, то с субъектами предпринимательской деятельности всё куда сложнее. Здесь просрочка провоцирует существенные материальные потери, неустойки и так далее.
Согласно Закону «О защите прав потребителей» гражданин вправе требовать от Почты России денежные средства в сумме трёх процентов от цены доставки за каждый день просрочки. Для предпринимателей вопрос будет решаться по условиям соглашения.
Порча груза
Порча груза – самое неприятное обстоятельство, с которым можно столкнуться при отправлении посылки, особенно, если субъектом правоотношений выступает предприниматель. По общему законодательному правилу Почта России обязана возместить стоимость утраченных ТМЦ, однако вся проблема в том, что в большинстве случаев их стоимость неизвестна. Именно для этого и оформляется страховка отправления.
Если бою подверглась лишь часть груза, выплата будет рассчитываться пропорционально нанесённым повреждениям.
Форма документа
Почта России на своём официальном сайте размещает бланки для формирования претензий потребителей и контрагентов, тем самым упрощая им задачу. Это в действительности удобно, однако пользоваться заранее заготовленными шаблонами необязательно. Документ можно исполнить в свободной форме, ориентируясь на общие правила делового документооборота. Заявителю потребуется указать, кому направляется претензия, от кого, разъяснить все важные моменты и выдвинуть свои претензионные требования.
Исполнить содержание официальной бумаги допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Почта России не сможет отказать в принятии, сославшись лишь на способ написания текста.
Инструкция по составлению претензии
Претензия по своей структуре состоит из трёх самостоятельных смысловых блоков: шапка, основная часть и обращение к представителю отделения почтовой связи с требованиями. Будем заполнять их именно в таком порядке.
Первым делом обратим внимание на шапку. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем полное наименование организации, в которую адресуется претензия, ФИО и должность руководителя конкретного структурного подразделения, а также его юридический адрес. Затем здесь же укажем информацию о заявителе. Если это физическое лицо, оставляем ФИО, серию и номер паспорта, место прописки. Для представителя организации или ИП обозначим полное наименование предприятия со ссылкой на организационно-правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес.
Далее по тексту ссылаемся на факт пользования услугами Почты России, отправку какого-либо груза, посылки или письма. Потребуется указать номер заключённого договора и дату его подписания, приложить все подтверждающие документы: чеки, квитанции, акты и так далее. Затем утверждаем, что Почта России исполнила взятые на себя обязательства ненадлежащим образом.
Ниже по документу обращаемся к представителю Почты России, требуем выплатить вам денежные средства в твёрдых суммах по различным основаниям. Заверяем итоговый вариант документа автографом, передаём на рассмотрение.
Примерный образец