Претензия к индивидуальному предпринимателю – это документ, в соответствии с которым рядовой гражданин или субъект предпринимательского права обращается к индивидуальному предпринимателю с определёнными требованиями. Запрос может касаться выплаты денежных средств, осуществления работ, оформления скидки или чего-то ещё. Сегодня мы рассмотрим юридическое значение претензии, расскажем, как правильно её составить.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Индивидуальный предприниматель
Индивидуальный предприниматель – это статус, который может получить любой гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста с целью осуществления предпринимательской деятельности. Законодательство не предъявляет никаких строгих требований к кандидатам на статус ИП, вследствие чего любой человек может обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением, осуществить регистрационные действия. Статус предпринимателя необходим для легального ведения коммерческой деятельности: оказания услуг, выполнения работ, поставки товара. Для ИП предусмотрены свои налоговые сборы, тарифы на услуги связи, коммунальные услуги.
Ведение предпринимательской деятельности без должной регистрации является административным правонарушением, преследуется по закону. Если лицо желает поставлять товары или оказывать услуги населению, иным субъектам предпринимательской деятельности, без оформления в ИФНС обойтись не получится.
Основания для претензии
Основание для обращения к индивидуальному предпринимателю с претензией – это нарушение договорных обязательств, норм действующего законодательства, затрагивающих именно ваши права. Так, например, ИП может продавать гражданам товары: продукты питания, одежда, бытовая химия, автомобильные запчасти и многое другое. К правоотношениям формата «индивидуальный предприниматель – покупатель/заказчик» применяются правила Закона «О защите прав потребителей». Гражданин всегда должен получать услуги и товары надлежащего качества, ведь именно за них он и заплатил. Если продукт имеет некие дефекты, не препятствующие его употреблению или эксплуатации, магазин имеет возможность продать их по уценке, предложив потенциальному покупателю скидку.
Как бы то ни было, если индивидуальный предприниматель нарушает права иного субъекта гражданских правоотношений, тот в свою очередь имеет возможность их восстановить, потребовать приостановить нарушения. Об этом нам говорит Гражданский кодекс РФ в многочисленных статьях. Например, статья 15 обязывает возместить убытки, а 1086 статья – причинённый материальный вред.
Юридическое значение претензии
Практически всегда претензия выступает в качестве первого шага на пути к судебному разбирательству, если, конечно, ИП не согласится добровольно удовлетворить требования заявителя. В случае возникновения спора между субъектами предпринимательства без такого документа обойтись не выйдет вовсе, так как Арбитражный процессуальный кодекс, коим руководствуются арбитражным суды при рассмотрении дела, прямо обязывает заявителя требований предпринять попытку урегулировать ситуацию мирным путём. Претензия направляется недобросовестному контрагенту (индивидуальному предпринимателю) на рассмотрение. Срок для обработки составит 30 календарных дней.
В тех случаях, когда заявителем претензии является гражданин, недовольный качеством приобретенного товара или оплаченной им услуги, претензия выступает в качестве факультативного документа. Потребительский закон в купе с Гражданским процессуальным кодексом позволяют миновать претензионный порядок, сразу же переводя вопрос в судебную плоскость. Несмотря на такие положения закона, мы не бы рекомендовали пренебрегать направлением претензии. Закон «О защите прав потребителей» предусматривает в себе неустойку за отказ от добровольного удовлетворения законных требований гражданина, а также штраф в размере 50 процентов от удовлетворённой судом суммы. Без предварительного направления претензии рассчитывать на все эти бонусы в случае доведения дела до суда не придётся, так как требования в ГПК носят строго заявительный характер.
Инструкция по формированию претензии
Претензия как официальная бумага по своей структуре особо ничем не отличается от иных деловых документов, состоит из тех же блоков: шапка, основная часть и выдвижение требований. Рассмотрим порядок и правила их составления.
В шапке потребуется прописать, кому направляется претензия, от кого. Об индивидуальном предпринимателе мы укажем его ФИО, ИНН и ОГРН, а также юридический адрес. Узнать эти сведения можно в открытых источниках, а именно в ЕГРИП. Налоговый орган ведёт реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регулярно обновляет их и актуализирует данные.
Если вы также являетесь ИП, обозначаем аналогичный набор сведений. Что касаемо направления претензии от имени физлица, оставим его ФИО, серию и номер паспорта, адрес регистрации, номер сотового телефона для связи. Если не указать средства обратной связи (телефон, почта, факс) предприниматель не сможет подготовить для вас ответ, разрешить вопрос в кратчайшие сроки.
Ниже по документу приступаем к формированию основного структурного блока, в котором потребуется в подробностях расписать сложившуюся ситуацию, причину для обращения с претензией. Выше по тексту мы приводили различные основания, которые могут лечь в основу официальной бумаги, однако, если вашей ситуации там не оказалось, вы сможете расставить все точки над «i» своими словами.
В завершение официальной бумаги обращаемся к индивидуальному предпринимателю лично, выдвигаем свои требования. Если речь идёт о выплате денежных средств, потребуется обосновать суммы. В качестве подтверждающих документов прикладываем копии чеков, квитанций, договоров, доп. соглашений.
Примерный образец