Обходной лист при увольнении – это документ, который подтверждают, что у увольняющегося работника нет никаких задолженностей перед работодателем. Рассмотрим порядок и правила составления настоящей официальной бумаги.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Когда применяется
Процедура увольнения работника с предприятия максимально подробным образом прописана в положениях Трудового кодекса РФ. Обходной лист не упоминается ни в одной статье, тем не менее на практике он применяется. Дело в том, что порой для осуществления своих прямых должностных обязанностей подчинённому выдаются определённые предметы: оборудование, экипировка, спецодежда, удостоверение. По общему правилу все эти вещи должны быть возвращены работодателю в последний рабочий день. В противном случае дело может дойти до судебного разбирательства, особенно, если речь идёт о выданной в подотчёт дорогостоящей технике.
Обход
Увольняющемуся человеку придётся самостоятельно позаботиться о возврате всех выданных объектов, обойти все соответствующие отделы. Например, экипировка возвращается заведующему по хозяйству, а удостоверение – в отдел кадров. Окончательный перечень мест, которые необходимо посетить, зависит от особенностей организации внутренней структуры предприятия. В принципе, если сотрудник ничего не должен работодателю, обходной лист не составляется вовсе.
Материальная ответственность
За все объекты, которые работник получает от администрации компании, он несёт материальную ответственность. В случае порчи или утраты придётся возмещать убытки из своего кармана. Процедура оформляется посредством удержаний из заработной платы подчинённого.
Отметим, что естественный износ не может быть учтён как порча. Это следует понимать, ведь бухгалтерия порой пытается повесить на уже практически уволенного человека дополнительные денежные суммы. Обжаловать незаконное поведение работодателя можно в прокуратуру или трудовую инспекцию. Отметим, что на практике проблемы при обходе возникают крайне редко.
Ответственные лица
По каждому направлению деятельности предприятия назначается ответственное лицо. Как раз от такого работник и получает объекты. В обходном листе должны стоять автографы уполномоченных лиц каждого отдела, с которыми пришлось взаимодействовать в процессе обхода. Подписывая документ, ответственный работник принимает на себя ответственность за сохранность объекта, тем самым снимая её с увольняющегося.
Обязательства со стороны работодателя
При расторжении трудового договора стороны не должны остаться должны друг другу ничего. Если работник подтверждает отсутствие задолженностей обходным листом, то вот работодателю придётся осуществлять со своим подчинённым окончательный расчёт. Также немаловажным фактором является выдача сотруднику его трудовой книжки, ведь она хранится в отделе кадров предприятия.
Зачастую все эти сведения также указываются в обходном листе, что значительно упрощает процедуру. Как только бумага будет заверена подписями всех ответственных лиц, стороны откажутся от взаимных претензий. В дальнейшем перевести разбирательство в судебную плоскость будет крайне проблематично, ведь обходной лист выступит подтверждением исполнения всех обязательств.
Форма документа
В силу того, что действующее законодательство ни коим образом не регулирует обход при увольнении, не представлено никаких общеобязательных унифицированных бланков для составления листа. Разработкой шаблона занимаются представители администрации фирмы. Обычно задача поручается кадровикам, так как решение вопросов по увольнениям относится к их ведению. Официальная бумага составляется в свободной форме, ведь единственное её назначение – это сбор подписей ответственных лиц.
Увольняющийся работник получает на руки уже готовый вариант, в котором не хватает лишь нескольких автографов. Сам обходной лист обычно выполняется на чистом листе бумаги формата А5. Содержательная часть не займёт много пространства на бумаге, так что использовать формат А4 нет никакой необходимости.
Исполнить текст можно как в рукописном виде с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Оба варианта используются на практике. Конечно, печатный вариант видится более удобным в применении.
Рассказываем, как составить обходной лист
Первым делом следует обозначить полное наименование организации-работодателя, в котором трудился сотрудник. Далее прописываем название настоящего документа (обходной лист).
Следующим шагом указываем ФИО работника и занимаемую им должность согласно штатному расписанию, если таковое имеется. Здесь же отмечается дата увольнения, то есть последний рабочий день. Обходной лист должен датироваться тем же числом, чтобы между сторонами не осталось недопониманий.
Ниже по документу берёт своё начало блок, в котором уполномоченные лица должны оставлять свои автографы. Все они перечисляются по пунктам с обозначением их ФИО, должностей и структурных подразделений. Каждый начальник расписывается за отсутствие задолженностей по своей части.
Работник в свою очередь отмечает факт получения на руки трудовой книжки, а также осуществления с ним окончательного расчёта работодателем, если он, конечно, был произведён. Уже полностью заполненный обходной лист попадает на стол директора на утверждение.
Примерный образец
Руководитель предприятия заверяет обходной лист своим автографом. Подпись начальника, равно как и все другие, должна быть расшифрована (фамилия и инициалы). Оставлять оттиск фирменной печати компании-работодателя нет никакой необходимости, так как их использование в настоящий момент необязательно. В любом случае лишним не будет.