Коллективная жалоба на преподавателя ВУЗа – это самостоятельный документ, с которым группа студентов может обратиться к ректору образовательного учреждения или декану факультета с просьбой рассмотрения возможности применения мер в отношении конкретного преподавателя. В рамках настоящего текста мы расскажем, как правильно составить официальную бумагу, в каких случаях следует обращаться с подобной жалобой, чем коллективное обращение отличается от индивидуального.

Обучение в ВУЗе

Обучение в ВУЗе с точки зрения норм действующего законодательства является оказанием образовательной услуги гражданам. Здесь срабатывают положения ФЗ «Об образовании», ФЗ «О защите прав потребителей». С точки зрения норм права любые услуги, оказываемые гражданам, должны отвечать критерию надлежащего качества. При этом не играет роли, обучается студент на платной или бюджетной основе. По факту подписания соглашения об оказании образовательных услуг ВУЗ обязуется регулярно проводить занятия, в том числе лекции и семинары.

По факту окончания обучения студенты получают свои дипломы, свидетельствующие о самом факту получения высшего образования, однако сам факт выдачи диплома ещё не подтверждает, что ВУЗ в течение всего периода оказывал услуги надлежащего качества. Если в ходе процесса обучения один или несколько преподавателей регулярно отменяли занятия, относились к студентам предвзято, итоговое качество образования значительно существенно пострадает.

Основания для обжалования

Рассмотрим самые популярные основания для заявления подобной жалобы на преподавателя ВУЗа. Первое и самое безобидное – регулярная отмена занятий. В то время, как многие студенты только рады лишний раз не посещать учебное заведение, другие – жаждут знаний, понимают, что их уровень образования от самого факта отмены никоим образом не повысится. Если отмена лекции носила единоразовый характер, в этом ничего страшного нет, ведь её можно перенести и провести в другое время, однако в тех случаях, когда отмена занятий стала носить систематический характер, необходимо привлекать к процессу разбирательства вышестоящее руководство образовательного учреждения.

Предвзятое отношение к студентам – довольно серьёзная проблема, с которой так или иначе можно встретиться практически в любом ВУЗе. Дело в том, что большинство преподавателей не являются педагогами, в результате чего не всегда способны правильно выстроить контакт со всеми студентами. Для преподавателя самое главное – база его знаний и накопленный за годы практики опыт.

Несправедливые результаты экзамена, с которыми студенты не согласны, могут стать серьёзным основанием для разбирательства. Так, если студенты уверены, что неплохо владею предметом, однако преподаватель в любом случае выставил им заниженные оценки, следует обратиться с жалобой. Руководство ВУЗа должно организовать пересдачу. Если в рамках повторного экзамена выяснится, что студенты и вправду знают предмет лучше, чем посчитал преподаватель, речь пойдёт о применении дисциплинарных мер в его отношении.

Вымогательство взятки – это уголовное преступление, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом РФ. В теории при обнаружении подобных фактов следует обращаться не с коллективной жалобой, а с заявлением в полицию. Однако, если студенты не желают портить жизнь своему наставнику, можно просто пожаловаться ректору, который, вероятнее всего, попросит сотрудника уволиться по собственному желанию.

Форма документа

Форма коллективной жалобы на преподавателя ВУЗа не утверждается ни одним нормативным правовым актом, а значит, студенты вправе самостоятельно определить, как конкретно будет выглядеть официальная бумага. Здесь потребуется руководствоваться общими правилами делового документооборота, нормами деловой этики. Следует помнить, что любой документ должен содержать сведения о том, кому он подаётся, от кого, по какому поводу. В случае с коллективным обращением жалобу потребуется заверить автографами всех подписантов. Оставляя подпись на бумаге, человек берёт на себя ответственность за то, что подтверждает всё вышеизложенное.

Исполнить содержание документа допускается как от руки с помощью синей или черной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств.

Инструкция по составлению жалобы

В правом верхнем углу листа бумаги пропишем, кому и от кого заявляется жалоба. В качестве получателя указываем полное наименование ВУЗа, ФИО его ректора, юридический адрес головного офиса образовательного учреждения. Что касаемо заявителей: в силу того, что их много, следует выделить одного представителя, обозначить его ФИО, серию и номер паспорта, место прописки.

Ниже по документу ссылаемся на тот факт, что все заявителя являются студентами ВУЗа, утверждаем, что все они недовольны одним из своих преподавателей. Далее по тексту разъясняем, чем конкретно вызвано недовольство, в чем заключается проблема с ним. Если имеются материалы, способные подтвердить достоверность, оформляем их в качестве приложений, ссылаемся на них.

В завершение работы с документом обращаемся к ректору, выдвигаем просьбу о принятии мер в отношении преподавателя. Речь может пойти о его замене на другого преподавателя или увольнении из образовательного учреждения. Итоговый вариант жалобы заверяют автографами все члены коллектива, выступившего с инициативой, ставится дата оформления документа.

Примерный образец