Заявление на возврат товара – это документ, в соответствии с которым покупатель (потребитель) просит продавца заменить купленный товар на аналогичный или вернуть уплаченные за него денежные средства. Причины для возврата могут быть самыми разнообразными. В любом случае процедура всегда оформляется соответствующими бумагами.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Возврат товара по закону
Закон о защите прав потребителей позволяет возвратить купленный товар обратно продавцу в течение определённого срока после его покупки. При чём речь идёт как о некачественном, так и о качественном продукте. Покупатель имеет право требовать заменить купленную вещь на аналогичную, имеющуюся в ассортименте продавца. Если таковой не оказалось, то вернуть деньги.
Что можно вернуть
Как уже было сказано выше, вернуть можно любой товар ненадлежащего качества. В случае с качественными товарами ситуация несколько сложнее. Покупатель всё также в праве оформить возврат вполне качественного, технически исправного продукта, но есть определённые ограничения. Закон выделяет несколько категорий товаров, не подлежащих возврату:
- различные аппараты, в использовании которых задействуется дыхательная система человека;
- автомобили;
- нижнее бельё;
- средства личной гигиены;
- и другое.
Срок для возврата качественного непродовольственного товара составляет две недели. Исчисляется он со следующего после покупки календарного дня.
Товар ненадлежащего качества
В случае обнаружения в купленном товаре каких-то дефектов, недостатков, покупатель вправе обратиться к продавцу. Под дефектами может пониматься практически что угодно:
- непрезентабельный внешний вид (царапины, сколы, потертости);
- заводской брак;
- купленный товар не в состоянии осуществлять свои функции.
Закон устанавливает срок для обращения к продавцу как вся длительность срока гарантии, срока годности. Если на объект не распространяется гарантия, то покупатель в запасе имеет 10 лет со дня покупки.
Что нужно для возврата качественной вещи
Закон о защите прав потребителей устанавливает, что качественный продукт можно возвратить при условии соблюдения следующих требований:
- продукт не использовался покупателем;
- не утрачен его изначальный внешний вид и полезные свойства;
- сохранены ярлыки и пломбы;
- у покупателя сохранился чек.
Однако на практике ситуация немного иная. Чек может быть заменён свидетельскими показаниями. Зачастую продавец даже не спрашивает о его наличии. Можно возвратить даже использованный товар (например, поношенную одежду) со срезанным ценником. Главное, чтобы вещь имела презентабельный вид.
Закон напрямую не говорит, что покупатель может вернуть свои деньги. Продавец обязан заменить вещь на аналогичную, но другого размера, цвета. Если таковой не оказалось в наличии, только тогда потребитель может получить денежные средства назад.
Процедура возврата
Покупатель, решив возвратить качественный или некачественный товар, должен обратиться к продавцу. С собой нужно взять саму вещь и товарный чек (при наличии). На практике возврат происходит без написания заявления. В крупных торговых сетях механизм отлажен и поставлен на поток. Заявление пишется, как правило, в случае отказа продавца оформить возврат. На документе нужно заполучить подпись представителя продавца. С этой бумагой уже можно обратиться в суд. Также на нарушающую закон организацию имеет смысл написать жалобу в Роспотребнадзор.
После принятия продавцом товара, начинают исчисляться сроки для возврата денежных средств или замены продукта на аналогичный. Они существенно разнятся от ситуации:
- возврат неисправного товара – 7 календарных дней (1 месяц, если аналога не оказалось в наличии;
- 45 календарных дней – ремонт некачественного товара;
- 10 календарных дней – возврат денежных средств за некачественный продукт;
- 3 календарных дня – возврат денег за товар надлежащего качества.
Покупатель получит денежные средства тем же способом, каким приобретался товар (безналичные или наличные деньги), и в том же размере.
Форма документа
Законом не установлена общеобязательная форма для составления заявления на возврат товара. Потребитель должен написать документ самостоятельно в свободной форме. В крупных сетевых магазинах на информационных стендах могут быть вывешены образцы или бланки для заполнения. Но зачастую заявление приходится писать с чистого листа.
Текст может быть изложен как в рукописном варианте при помощи шариковой ручки, так и в машинописном. Компьютерную версию потребуется распечатать для постановки в ней подписи заявителя. Заявление пишется/печатается на листе бумаги формата А4.
Объясняем, как правильно составить заявление на возврат.
Структурно документ делится на три части: преамбула, описательно-мотивировочная и просительная часть.
Начинаем составлять документ с преамбулы. В правом верхнем углу листа необходимо указать, кому и от кого подаётся заявление. Отмечаем ФИО руководителя магазина, его должность на предприятии и адрес торговой точки (в дательном падеже). Затем здесь же в родительном падеже указываем ФИО заявителя, серию и номер паспорта, место прописки и номер телефона для связи.
Ниже по документу посредине листа пишется слово «заявление». С красной строки описываем случившуюся ситуацию:
- отмечаем факт приобретения товара;
- указываем, какой именно товар был куплен;
- стоимость товара;
- объясняем причину возврата;
- можно сослаться на норму закона о защите прав потребителей.
Далее пишем слово "прошу" и выдвигаем требования: можно вернуть товар или запросить обмен на аналогичный.
Примерный образец заявления
На этом составление заявления на возврат закончено. Бумага заверяется подписью заявителя, ставится дата подачи документа. Передать итоговый вариант можно руководителю организации лично или в руки любого работника конкретной торговой точки. С момента подачи заявления у продавца начинает исчисляться срок, в течение которого он обязан принять решение.