Исковое заявление в сфере юридических услуг – это судебный процессуальный документ, призванный восстановить нарушенные потребительские права обратившегося за юридической помощью гражданина. В материале мы расскажем о судебных рисках споров с юристами, разберёмся, по какому основанию можно выдвинуть требования, а также приведём инструкцию по составлению иска.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Спор по поводу оказания юридических услуг
Юридическими услугами в наше время пользуются как юридические лица, так и рядовые граждане. В статье мы рассмотрим спор со стороны физического лица, обратившегося за юридической помощью к специализирующейся на этом организации. Речь может идти об адвокатском кабинете, частном представительстве или чём-то ещё.
В случае с оказанием услуг гражданам будут применяться положения Закона «О защите прав потребителей». Законодатель установил, что потребители должны получать услуги надлежащего качества. Если какой-то пункт был прописан в условиях договора, подписанного сторонами, а впоследствии нарушен недобросовестным контрагентом, это может стать причиной обращения к нему с претензией, а затем и в суд с исковым заявлением.
Споры с юристами
Многие граждане ошибочно полагают, что спор с профессиональным юристом – дело заведомо проигрышное. Спешим заверить, что это в корне неверное утверждение. Один из принципов действующего законодательства – равенство всех перед законом. Более того, законодатель понимает, что далеко не каждый человек разбирается в нормах закона, вследствие чего позволяет не ссылаться на них в исковом заявлении и иных судебных процессуальных документах. Достаточно будет просто доступно разъяснить сложившуюся ситуацию и предоставить свою позицию.
Юридические компании, как правило, предоставляют гарантию качества своих услуг, прописывают её отдельным пунктом договора. Речь может идти о вынесении решения в пользу клиента истцом или чём-то ещё. Предполагается, что в случае, если данное событие не произойдёт, денежные средства подлежат возврату.
Что можно затребовать
Как показывает судебная практика, потребитель, в случае нарушения его законных прав и интересов, вправе затребовать с недобросовестного контрагента не только возврата уже уплаченных денежных средств, но также и денег по другим основаниям. Первое из них – это компенсация морального ущерба. Оказание некачественных юридических услуг безо всяких сомнений может вызвать у рядового гражданина нервный стресс и определённое психическое расстройство. Обычно судебный орган по данному основанию удовлетворяет суммы от одной до десяти тысяч рублей. На большее рассчитывать не приходится.
Второе – это неустойка. Как мы уже сказали ранее, недовольный потребитель отправляет юридической канторе претензию с требованиями. Если в десятидневный срок ответа не последовало, на цену договора начинает начисляться неустойка. Речь идёт об одном проценте от цены договора за каждый день просрочки. Итоговое значение не может превышать цену договора, а лишь ей равняться.
Третье – штраф за отказ от удовлетворения требования потребителя. Его размер составит 50 процентов от той суммы, которая будет удовлетворена по судебному решению.
Истец вправе самостоятельно определить, какие требования заявлять, а какие – нет. В качестве минимума достаточно будет лишь попросить суд возместить расходы, затраченные на оплату услуг юридической компании.
Подсудность и госпошлина
Перед тем, как приступить к составлению искового заявления, разберёмся в вопросе госпошлины и подсудности. Так, потребительский закон предлагает истцу на выбор несколько судов, в которые он может обратиться, а именно:
- суд по месту прописки истца;
- суд по месту регистрации ответчика;
- суд по месту заключения договора.
Далее рассмотрим аспект вертикальной подсудности. Здесь всё будет зависеть от цены иска, то есть совокупности заявляемых требований. Если цена иска превышает 50 000 рублей, обращаемся в районный (городской) суд, а если не превышает, то к мировому судье.
Что касаемо уплаты государственной пошлины, установленной Налоговым кодексом, то потребителю делать этого не придётся. Денежные средства по итогу будут взысканы с ответчика по решению суда, если дело разрешится в пользу истца.
Инструкция по составлению иска
Преамбула – это первая часть искового заявления, которой мы и займёмся. Выделяем пространство в верхней части листа бумаги, прописываем там название суда, в который подаётся иск, а также сведения о сторонах. Истец указывает свои ФИО, серию и номер паспорта, место прописки. Что же до ответчика, то он всегда является юридическим лицом или ИП, а сведения о них можно найти в ЕГРЮЛ или ЕГРИП соответственно.
Следующим шагом переходим к формированию основной части иска, описательно-мотивировочной. Первым делом ссылаемся на заключённый между сторонами договор, отдельные его условия (сроки, цена, гарантия). Далее укажем, чем именно недоволен потребитель. Обозначаем факт отправления контрагенту письменной претензии с требованиями об устранении недостатков, освещаем ситуацию с ответом на официальный запрос. Всю переписку между сторонами потребуется отсканировать и прикрепить к иску в качестве приложений.
Если мы желаем взыскать неустойку, придётся самостоятельно произвести расчёты, наглядно продемонстрировать их суду и ответчику. Важно, чтобы значения можно было проверить на калькуляторе.
Примерный образец
Ниже по документу начинаем со ссылками на нормы ГПК просить суд осуществить в отношении ответчика определённые юридически значимые действия, то есть выдвигаем свои требования.