Исковое заявление в сфере торговли – это судебный процессуальный документ, составление и передача в орган правосудия которого может стать основанием для возбуждения гражданского дела, проведения соответствующего разбирательства. В материале мы рассмотрим, что представляют собой конфликты между субъектами рынка, расскажем об их классификации, разберём порядок и правила составления иска.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Споры в сфере торговли
Споры между субъектами рынка можно выделить в отдельную категорию судебных разбирательств. Они в свою очередь разделяются на две большие группы: потребительские и предпринимательские. Важно провести эту черту, ведь от данного фактора будут зависеть правила составления и обращения с иском в суд.
Предпринимательские споры возникают, как следует из названия, между субъектами предпринимательской деятельности: индивидуальные предприниматели и юридические лица. Как правило, речь идёт о ненадлежащем исполнении условий договора поставки.
Что касаемо потребительских споров, то здесь одной стороной всегда будет являться физическое лицо, потребитель, а другой – юридическое лицо или предприниматель. Разница между ними колоссальная, ведь судебный процесс будет проходить по совершенно разным правилам.
Правовое регулирование
Спорная ситуация между субъектами предпринимательской деятельности будет разрешаться в судебном порядке по правилам Арбитражного процессуального кодекса. Нормативный правовой акт предусматривает свои сроки рассмотрения дела, порядок предъявления иска и многие другие моменты. Так, одной из отличительных особенностей является обязательное соблюдение претензионного порядка. Перед тем, как обращаться в суд с исковым заявлением, контрагенту потребуется отправить письменную претензию с требованием устранения недостатков. Если ответ будет отрицательным или его не последует вовсе, приобщаем копию претензии к иску и передаём весь набор документов в суд.
Для гражданских споров в судах общей юрисдикции в большинстве случаев соблюдение претензионного порядка не является обязательным, однако потребительский спор является исключением из общего правила. Закон «О защите прав потребителей» обязует гражданина, желающего добиться справедливости через суд, предварительно обратиться к продавцу (производителю) с претензией. У второй стороны будет 10 дней с момента получения официальной бумаги на её рассмотрение и отправку ответа. Если ответа не последовало или он не удовлетворил заявителя, можно смело обращаться в суд.
Госпошлина и подсудность
Перед тем, как обращаться в суд с исковым заявлением, потребуется разрешить вопросы с подсудностью и госпошлиной. В этом нам помогут нормы Гражданского процессуального и Налогового кодексов РФ. Что касаемо подсудности, то она в свою очередь подразделяется на вертикальную и горизонтальную. Горизонтальная подсудность определяется исходя из адреса регистрации ответчика, однако потребительский закон позволяет истцу самостоятельно выбрать, в какой именно суд обратиться:
- суд по месту своей прописки;
- суд по месту регистрации ответчика;
- суд по месту заключения договора.
Вертикальная подсудность определяется исходя из цены иска, то есть совокупности заявленных в заявлении требований. Если она превышает 50 000 рублей, такое дело будет подсудно районному (городскому) суду, а ниже – мировому судье судебного участка.
Закон «О потребителях» освобождает истца от уплаты государственной пошлины, следовательно, её платить не придётся. В конечном итоге денежные средства в любом случае должны поступить на счёт судебного органа, они будут взысканы по решению суда с ответчика. Речь идёт о судебных расходах.
Форма документа
Форма искового заявления вне зависимости от его категории и характера всегда будет стандартной. Конкретные правила предусмотрены 12 главой Гражданского процессуального кодекса. Так, иск должен состоять из преамбулы, описательно-мотивировочной и просительной частей. Заявителю для достижения желаемого результата потребуется уделить должное внимание каждому из них.
Традиционным носителем информации будет являться чистый лист бумаги формата А4. Исполнить текст допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Законодатель понимает, что не у всех граждан есть доступ к компьютеру и принтеру, вследствие чего позволяет использовать рукописный способ.
Рассказываем, как правильно составить иск
Структурные элементы искового заявления составляются в том порядке, в каком они перечислены в кодексе. В первую очередь приступаем к формированию преамбулы. В правом верхнем углу листа бумаги указываем, в какой суд подаётся исковое заявление, кто выступает сторонами по гражданскому делу. Набор сведений о физическом лице выглядит следующим образом: ФИО, серия и номер паспорта, адрес регистрации, дата и место рождения. Вся информации о субъектах предпринимательской деятельности размещается и регулярно актуализируется налоговым органом в открытых источниках: ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Выписка заказывается в режиме «онлайн», готовится считанные секунды.
Описательно-мотивировочная часть иска должна содержать в себе описание сложившейся ситуации, а также правовую позицию истца по этому поводу. Указываем, что между сторонами был заключён договор розничной купли-продажи, ссылаемся на предмет, цену договора и сроки его исполнения. Не забываем обозначить факт направления второй стороне претензии, чтобы судья принял заявление, а истец смог предъявить требование о взыскании неустойки. Её размер будет исчисляться как один процент за каждый день просрочки, который начинает исчисляться по факту истечения десятидневного срока.
Следующим шагом начинаем выдвигать исковые требования. Просим суд взыскать с ответчика денежные средства по различным основаниями: ненадлежащее качество товара, пропуск срока, несоответствие товара условиям договора и так далее.
Примерный образец