Исковое заявление в сфере оказания услуг связи – это судебный процессуальный документ, призванный восстановить нарушенные права потребителя услуг связи. В материале мы подробно рассмотрим правовой аспект данного вопроса, разберёмся в судебной практике, а также расскажем, как правильно составить иск и передать его на рассмотрение в орган правосудия.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Услуги связи
Договор на оказание услуг связи является одной из разновидностей договоров возмездного оказания услуг. Одна сторона, именуемая «исполнитель», предоставляет другой стороне, именуемой «заказчик», услуги связи за соответствующее ежемесячное вознаграждение. Конкретный перечень услуг и их стоимость определяются условиями договора, зависят от желания гражданина и предложения контрагента. Под услугами связи может пониматься мобильная связь, мобильный и домашний интернет, кабельное ТВ, городской телефон.
Отличительной особенностью данной категории договоров является её субъектный состав. Так, с одной стороны всегда представлено физическое лицо, потребитель, а с другой – юридическое. Именно этот аспект и позволяет отнести правоотношения к потребительским, следовательно, к ним применяются положения Закона «О защите прав потребителей».
Потребительский спор
Закон «О потребителях» обязывает поставщика услуг оказывать гражданам безопасные услуги надлежащего качества. Если с безопасностью у операторов связи проблем не возникает, то вот с качеством – повсеместно. Любые неполадки оборудования, приводящие к временному отключению услуг связи, могут послужить основанием для соразмерного уменьшения цены договора, возврата излишне уплаченных денежных средств.
Что касаемо расторжения договора в одностороннем порядке, то закон будет целиком и полностью на стороне потребителя. Так, потребительское законодательство позволяет пользователю в любой момент отказаться от услуг контрагента без каких-либо веских обстоятельств.
Процессуальные особенности
Спор в сфере оказания услуг связи относится к гражданско-правовым, а значит, будет рассматриваться по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ. Гражданину потребуется обращаться к мировому судье судебного участка, разрешать вопрос подсудности и так далее. Потребительский закон вносит свои корректировки в процесс, значительно облегчая задачу истцу.
Первая особенность – это альтернативная подсудность. Истец вправе самостоятельно выбрать, в какой именно суд ему обращаться. На выбор доступны следующие варианты:
- суд по месту прописки истца;
- суд по адресу регистрации ответчика;
- суд по месту заключения договора.
Вторая особенность – госпошлина. Законодатель освобождает потребителя от её уплаты, предполагая, что денежные средства в конечном итоге будут взысканы с проигравшей стороны.
Третья особенность – это претензионный порядок. Стандартные правила рассмотрения гражданского дела не обязывают истца предварительно направлять потенциальному ответчику письменную претензию с требованием об устранении недостатков, однако в нашем случае сделать это придётся. Вообще, большинство недопониманий с оператором связи заканчивается на этом моменте. Организация обычно желает разрешить вопрос в досудебном порядке, избегая тем самым репутационных потерь и расходов на судебные издержки.
Что можно потребовать
Перечень требований, выдвигаемых к контрагенту, истец определяет самостоятельно. В качестве минимума мы потребуем возвращения денежных средств за оказание услуг ненадлежащего качества. Если вторая сторона в десятидневный срок с момента получения претензии на неё не ответила, можно взыскать ещё и неустойку в размере одного процента от цены договора за каждый день просрочки. Следующее требование – это судебный штраф в размере 50 процентов от общей суммы, удовлетворённой по решению суда. Альтернативным требованием будет являться компенсация причинённого морального вреда.
Безусловно, некачественные услуги связи в купе с игнорированием просьб о мирном разрешении спора приведут к нервному стрессу, психическим и нравственным страданиям, что в свою очередь и станет основанием для выдвижения требования о компенсации.
Рассказываем, как правильно составить иск
Исковое заявление по структуре разделяется на три блока: преамбула, описательно-мотивировочная, просительная части. Составлять их следует по очереди. Начинаем с преамбулы. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем полное наименование судебного органа, его адрес, а также сведения о сторонах и их представителях, если таковые имеются. Истец указывает свои ФИО, серию и номер паспорта, адрес регистрации, дату и место рождения. Сотовый оператор всегда является юридическим лицом, следовательно, данные о нём опубликованы в открытых источниках. Всю актуальную информацию можно взять в налоговой, запросив выписку из ЕГРЮЛ. Пропишем название организации, её ИНН, ОГРН, юридический адрес.
Следующим шагом переходим к описательно-мотивировочной части. Указываем, что истец является пользователем услуг ответчика, между ними заключён договор возмездного оказания услуг связи. Сотовые операторы всегда заключают со своими клиентами договоры на бумажных носителях. Ксерокопию соглашения следует приложить к иску. Далее мы отметим, что ответчик каким-то образом нарушил условия договора, а следовательно, и положения Закона «О защите прав потребителей». Освещаем ситуацию с направлением письменной претензии, а также получением ответа на неё. Крайне важно указать на дату, когда официальная бумага была направлена контрагенту.
Ниже по документу размещается просительная часть. Просим суд взыскать с ответчика денежные средства по различным основаниям: возврат денежных средств за оказание услуг ненадлежащего качества, неустойку, штраф, компенсацию морального вреда.
Примерный образец