Исковое заявление о защите прав потребителей – это самостоятельный документ, с которым может обратиться любой обездоленный потребитель в случае нарушения его прав производителем или продавцом. В материале мы рассмотрим правовую сторону данного вопроса, расскажем, как правильно составить официальную бумагу и разослать её всем заинтересованным сторонам.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Защита прав потребителей
Защита прав потребителей – это один из важнейших принципов действующего ныне законодательства, направленный на то, чтобы потребители получали качественные товары, услуги. Основным нормативным правовым актом в данной сфере будет являться безусловно Закон «О защите прав потребителей». В качестве дополнений к данному закону могут выступать письма Роспотребнадзора и иные подзаконные нормативные акты.
Предполагается, что споры потребителей с продавцами и производителями не должны доходить до судебной инстанции. Так, законодательство обязывает обездоленного потребителя направить претензию в адрес контрагента, чтобы попытаться разрешить спор мирным путём. Если представители второй стороны наотрез отказываются идти на контакт или попросту не согласны с предъявляемыми требованиями, не остаётся ничего, кроме как обратиться в суд.
Обязательства, вследствие неисполнения норм закона
Закон о потребителях гарантирует гражданам определённые права, которыми они могут воспользоваться для защиты своих интересов. Так, если человек приобрёл товар, который ему по каким-то причинам не подошел, то его можно возвратить продавцу. Безусловно, законодательство выделяет отдельные требования, подлежащие соблюдению, а именно:
- данный товар не фигурирует в Постановлении правительства, которое запрещает возвращать отдельные разновидности товаров. Сюда относят косметику, парфюмерию, предметы индивидуальной гигиены и так далее;
- товарный вид не нарушен;
- сохранены заводские этикетки, пломбы. Не путать с ценником, который навешивается исключительно в магазине для реализации товара в розницу;
- не прошел пятнадцатидневный срок с момента покупки.
Закон «О защите прав потребителей» довольно подробно регулирует частные ситуации, которые могут возникнуть на практике:
- возврат или замена товара ненадлежащего качества;
- взыскание неустойки за просрочку исполнения обязательств;
- и так далее.
Исковое заявление
Итак, если производитель или продавец по каким-то причинам не отреагировали на претензию потребителя или ответили на неё отказом, придётся обращаться в суд. Гражданский процессуальный кодекс выделяет три разновидности судебных производств: приказное, исковое и особое. Нас интересует именно исковое. Общий порядок и правила составления обращения в суд приводится в Главе 12 ГПК.
Госпошлина
Обращение в орган правосудия всегда сопровождается уплатой госпошлины, так как рассмотрение дела в суде общей юрисдикции относится к государственной услуге. Размер госпошлины определятся в соответствии с положениями Налогового Кодекса РФ, а именно исходя из цены иска. Цена иска в свою очередь – это общая сумма всех заявляемых истцом исковых требований.
Минимальная госпошлина составит 400 рублей. Это значение будет расти пропорционально увеличению исковых требований.
Подсудность
Перед тем, как обращаться в суд с иском, необходимо разобраться с вопросом подсудности. Так, споры о защите прав потребителей всегда подсудны судам общей юрисдикции. Расставим все точки над «i» в вопросах подсудности: существует вертикальная и горизонтальная подсудности. Вертикальная определяется исходя из цены иска. Так, если цена иска не превышает 50 000 рублей, то такое дело будет подсудно мировому судье. Всё, что свыше, - передаётся на рассмотрение в районный (городской) суд.
В спорах о защите прав потребителей заявителю доступно сделать выбор в вопросе горизонтальной подсудности. Так, можно обратиться в:
- суд по месту регистрации ответчика;
- в суд по месту прописки заявителя.
Как составить исковое заявление
При составлении искового заявления в первую очередь следует обратить внимание на его преамбулу. Она представляет собой блок, в котором истец должен разместить набор необходимых для рассмотрения дела судом данных. К таким сведениям относят:
- наименование органа правосудия (мировой судья или районный суд), его адрес;
- информация о сторонах и их представителях;
- цена иска;
- размер уплаченной госпошлины.
Судья, получающий заявление на руки, должен определить, подсудно ли оно ему. Если нет, дело будет передано по подсудности или возвращено заявителю.
Следующим шагом переходим к формированию описательно-мотивировочной части иска. Здесь заявитель должен разъяснить суду и ответчику, какие именно нормы законодательства нарушил контрагент, обосновав всё ссылками на законодательство. Несмотря на то, что ГПК не обязывает ссылаться на законы, тем не менее крайне рекомендуем это делать.
Если речь идёт о взыскании денежных средств, то прописываем, откуда мы взяли именно такую сумму. Прикладываем расчёты (для неустойки), кассовые чеки, квитанции, акты и иную документацию, могущую подтвердить наши доводы.
Ниже по документу берёт своё начало просительная часть. Именно здесь заявитель подводит итог всему вышесказанному, просит суд принудить ответчика к определённым действиям. Как правило, речь всегда идёт о взыскании неустойки или компенсации за приобретённый некачественный товар.
Примерный образец
Подписываем исковое заявление (с расшифровкой), передаём в выбранный нами суд. Не забываем приложить к нему платёжное поручение (квитанцию об оплате) в качестве подтверждения уплаты госпошлины.