Исковое заявление к магазину бытовой техники – это самостоятельный документ, с которым вправе обратиться в суд любой покупатель, чьи законные права и интересы были нарушены действиями недобросовестного контрагента. В материале мы рассмотрим, как правильно составить иск, обратиться с ним в суд, а также разберёмся в правовой стороне данного вопроса.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Споры с магазинами бытовой техники
Споры с магазинами бытовой техники получили широкое распространения с самого их появления. В силу специфики деятельности данных сегментов рынка зачастую происходят некоторые вещи, которые невозможно проконтролировать. Законодатель это также понимает, вследствие чего разработал Закон «О защите прав потребителей», который и будет являться нормативной основой всего спора между контрагентами. Так, потребитель всегда выступает в качестве слабой стороны, закон всячески защищает его.
Также отдельные положения, дающие дополнительные гарантии потребителю, можно найти в и ГК РФ. Так, кодекс декларирует, что покупатель вправе предъявить претензию о некачественно товаре к продавцу или производителю, на своё усмотрение. Потребителя не должно волновать, кто виноват в том, что товар оказался бракованным.
На что можно рассчитывать
Потребительские споры практически всегда завершаются в пользу покупателя, так как закон преимущественно находится на его стороне. Вот несколько требований, который потребитель может заявить в адрес магазина бытовой техники:
- взыскать неустойку за просрочку поставки товара;
- заменить товар ненадлежащего качества на аналогичный;
- взыскать денежную сумму в качестве компенсации морального вреда, причинённого действиями/бездействием магазина;
- и так далее.
Каждый отдельно взятый гражданско-правовой спор является по своей природе уникальным, следовательно, исковые требования будут разниться от случая к случаю.
Подсудность
Подсудность потребительских споров устанавливается статьей 17 Закона «О защите прав потребителей». В данном случае она будет альтернативной. Это крайне удобно для потребителя, ведь именно он сможет решить, где будет рассматриваться исковое заявление. Варианта всего три:
- по месту заключения договора;
- по месту регистрации ответчика;
- по месту жительства или пребывания истца.
По идее Гражданский процессуальный кодекс гласит, что по общему правилу дела должны рассматриваться по адресу регистрации ответчика, будь то физическое или юридическое лицо, но закон о потребителях идёт гражданам на уступки.
Госпошлина
Рассмотрение дела в суде общей юрисдикции относится к государственной услуге, следовательно, для обращения в орган правосудия придётся уплатить госпошлину. Данный тезис актуален для большинства гражданско-правовых споров, однако споры с участием потребителей являются уникальными. Так, ч. 3 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» гласит, что потребитель при обращении в суд с исковым заявлением освобождается от уплаты госпошлины. Это крайне важно, ведь порой сумма может получиться значительной, что значительно ударит по карману гражданина.
Форма документа
Несмотря на то, что потребительский спор регулируется одновременно двумя нормативными правовыми актами, ни один из них не предлагает к использованию общеобязательных унифицированных бланков. Это крайне удобно, так как потребителю не придётся тратить время и силы на поиск актуальных ныне шаблонов. Гражданин в соответствии с действующим законодательством должен получать своевременную судебную защиту.
Иск, как и любая другая официальная бумага, составляется на чистых листах бумаги формата А4. То, сколько их в итоге получится, зависит исключительно от объёма содержания. Сам текст документа можно исполнить как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств.
Инструкция по составлению иска
Перед тем, как приступить к формированию заявления, уясним, что иск делится на три структурных компонента: преамбула, описательно-мотивировочная и просительная части. Составителю придётся уделить должное внимание каждой из них.
Начинаем по порядку, с преамбулы. В правом верхнем углу листа бумаги прописываем адрес органа правосудия, сведения о сторонах и их представителях. Как правило, разузнать сведения о магазине не вызывает никаких трудностей. Непосредственно в торговой точке должен быть размещён уголок потребителя, в котором размещается подобная информация. В качестве данных о заявителе указываем его ФИО, серию и номер паспорта, адрес регистрации, а для магазина – его полное наименование, ИНН/КПП, ОГРН, юридический адрес и так далее.
Ниже по документу приступаем к формированию правовой позиции относительно сложившейся к настоящему моменту времени ситуации. Потребительский закон не обязывает заявителя требований перед выходом с иском направлять контрагенту письменную претензию, так что этот этап можно смело пропускать. Отмечаем, что именно стало причиной обращения с иском, а также то, на чём именно основываются требования истца. Законодатель понимает, что большинство потребителей не обладает даже базовыми познаниями в сфере юриспруденции, вследствие чего позволяет не ссылаться на нормы закона в тексте иска.
Следующим шагом плавно подводим мысль к выдвижению требований. Исковые требования должны быть органичным следствием мотивировки, изложенной в предыдущей части иска.
Примерный образец
Как только заявитель посчитает, что все требования перечислены и достаточно мотивированны, можно переходить к подписанию. Заверяем официальную бумагу автографом потребителя (с расшифровкой), отправляем по адресу ответчика, а затем и в суд. Не забудем удостовериться, что к иску в действительности приложены все документы, указанные в качестве приложений.