Акт расхода семян и посадочного материала – это учётный документ, используемый всеми без исключения предприятиями, занимающимися сельским хозяйством. Официальная бумага позволяет отследить количество затрачиваемых семян, а также списать их с баланса организации.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Бланк акта расхода семян и посадочного материала по форме СП-13
Образец акта расхода семян и посадочного материала по форме СП-13
Семена и посадочный материал
Семена и прочий посадочный материал относятся к объектам, подлежащих строгому бухгалтерскому учёту сельскохозяйственных компаний. Под этим термином могут скрываться саженцы различных растений, культур.
Учёт
Строгость учёта посадочного материала обуславливается тем, что, списывая семена с баланса, предприятие уменьшает свою налогооблагаемую базу, следовательно, эти расходы не могут быть отнесены к прибыли фирмы. Таким образом налоговая инспекция может заинтересоваться законностью проведения процедуры.
Для каждой посевной культуры выработано определённое значение подлежащих к высадке семян на одну условную единицу площади. Фактически израсходованное количество должно быть примерно приближено к установленным показателям. Допускаются незначительные отклонения в рамках погрешности.
Роль акта
Настоящий акт имеет двойственную природу. Во-первых, он является важнейшим документом для бухгалтерского учёта. Во-вторых, официальная бумага позволяет отследить реальное количество потраченного посадочного материала. Руководство организации может сопоставить объёмы полученной продукции с затраченными семенами. В случае несоответствия показателей ответственных работников можно привлечь к материальной ответственности. Как уже было упомянуто ранее, допускается незначительная погрешность.
Процедура
Процедура происходит регулярно. Её периодичность определяется требованиями внутренней документации предприятия и зависит от его размеров. Как правило, учёт производят один раз в квартал.
Любое списание средств всегда осуществляется в составе комиссии. В целях проверки расхода семян руководитель организации своим распоряжением назначает специальную комиссию, в которую должны войти следующие лица:
- управляющий (начальник структурного подразделения);
- бригадир (работник, фактически получавший посадочный материал на руки);
- агроном (сотрудник, выдающий семена);
- бухгалтер фирмы.
Только при наличии автографов всех вышеупомянутых должностных лиц компании акт обретает юридическую силу.
Кто пишет акт
По общему правилу бремя по написанию учётного документа ложится на сотрудника, ответственного за имущество. В нашем случае это будет агроном или кладовщик. Остальные лица лишь ставят на официальной бумаге свои подписи, подтверждая указанные в нём сведения.
Что обозначается в официальной бумаге
В документе обязательно должны найти своё отражение следующие моменты:
- наименования посадочных культур;
- номер поля, на котором производилась посадка, его площадь в гектарах;
- количество предполагаемых к посадке материалов и фактически использованных;
- цена и стоимость потраченных объектов.
Форма документа
На сегодняшний день органы государственной власти не требуют от организаций составлять учётную документацию, используя общеобязательные унифицированные бланки. Практически любой акт может быть написан в произвольном виде. Формы утверждаются приказом руководителя предприятия.
Однако несмотря на то, что обязательные бланки давно упразднены, компании продолжают использовать типовые формы. Это объясняется их удобством и привычкой. Для составления акта расхода семян и посадочного материала за основу берётся форма СП-13, разработанная и утверждённая Постановлением Госкомстата в 1997 году. Бланк крайне удобен для заполнения.
Внести данные в форму можно одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки и в печатном виде при помощи компьютерных программ. Выбор остаётся за составителем. Способ изложения текста не влияет на юридическую значимость официальной бумаги. На практике ответственный сотрудник имеет под рукой чистый бланк для заполнения и вносит в него сведения от руки по ходу проведения процедуры.
Особенности заполнения
При работе с типовыми формами следует соблюдать определённые правила:
- не допускается наличие в документе описок, зачёркиваний, исправлений. В случае допущения ошибки придётся взять чистый бланк;
- если в заголовке столбика таблицы уже обозначена единица измерения, не нужно её дублировать;
- если форма подразумевает обозначение денежной суммы с учётом копеек, нужно их отмечать;
- информация вносится во все обязательные для заполнения поля.
Объясняем, как правильно заполнить бланк СП-13
По своей структуре форма СП-2 состоит из двух страниц. Условно бланк можно разделить на три составных блока: сведения об организации, информационная таблица расхода и подписи членов комиссии. Следует уделить должное внимание каждому из них.
Начинаем с обозначения реквизитов. Присваиваем документу уникальный номер для хранения и документооборота внутри организации. При осуществлении дальнейших учётных действий бухгалтер будет ссылаться именно на настоящий акт. Прописываем полное наименование организации со ссылкой на её организационно-правовую форму (ОАО, ООО и так далее), обозначаем дату составления и код предприятия в соответствии с классификатором.
Переходим к заполнению таблицы. Здесь потребуется обозначить наименование посевной культуры, номер поля для высадки, его площадь и прочие сведения. Необходимо внести данные в каждую клеточку по горизонтали. Если первой страницы оказалось недостаточно, таблицы продолжается на оборотной стороне формы.
Завершающий этап – подписание. На бланке должны оставить свои автографы (с расшифровкой) все отмеченные в нём должностные лица. Как только документ будет заверен всеми подписями, он подлежит передачи в бухгалтерию организации. Главбух осуществит списание затраченного посевного материала, после чего акт может быть отправлен в архив компании на хранение в течение установленного законом срока.