Акт об оценке подлежащих сносу зданий, сооружений и насаждений – это официальная бумага, в соответствии с которой подтверждается рыночная стоимость сносящегося объекта, а также его собственник выражает согласие с обозначенной денежной суммой. Процедура всегда сопровождается составлением соответствующих документов.

Снос строений и сооружений

Снос зданий, строений, сооружений и насаждений осуществляется в целях будущего строительства. Основанием для реализации процедуры выступит решение управленческого регионального органа. Собственник объекта должен получить соответствующую материальную компенсацию, размер которой определит независимый оценщик. Кадастровый эксперт проанализирует ситуацию на рынке и утвердит конкретную сумму. Если она устроит владельца объекта, он подписывает акт и соглашается на снос.

Правительства отдельных регионов утверждают программы по сносу мешающих строительству построек, предоставляя их собственникам дополнительную материальную компенсацию, выходящую за рамки рыночной стоимости объекта.

Процедура

Процедура всегда осуществляется коллективно. На месте формируется комиссия, состоящая из представителей застройщика, оценочной организации, администрации региона и собственника объекта. Участники комиссии должны утвердить, какие именно строения подлежат сносу, их габариты (площадь, высота, объём), а также рыночную стоимость каждого из них. Отметим, что, если на территории отдельные объекты принадлежат различным лицам, придётся составлять несколько актов.

Собственником может выступить как физическое, так и юридическое лицо. Гражданину придётся прописать свои паспортные данные, а предприятию достаточно будет указания ИНН.

Форма документа

На сегодняшний день практически любая учётная официальная бумага может быть составлена в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Однако в этом нет никакой необходимости, ведь существует типовая форма КС-10, разработанная и утверждённая Постановлением Госкомстата в 1999 году. До 2013 года настоящий бланк был обязателен к применению.

Перед использованием форма КС-10 должна быть утверждена в бухгалтерской учётной политике предприятия. В противном случае документ не будет иметь юридической силы.

Заполнить бланк можно одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) и в печатном виде при помощи компьютерных средств. Выбор должен сделать председатель комиссии с учётом мнения своих коллег. Как правило, председателем комиссии является представитель застройщика. Отметим, что по общему правилу юридическая значимость официальной бумаги не может зависеть от способа изложения её содержания.

Правила работы с типовыми формами

Необходимо учесть, что при работе с типовыми формами необходимо соблюдать определённые правила. Какие-то из них диктуются действующих законодательством, а какие-то выработались в ходе практики (в том числе судебной). Речь идёт о следующих моментах:

  • обязательное обозначение реквизитов;
  • ссылки на нормативные акты должны быть оформлены корректно (дата, номер);
  • соблюдение делового стиля языка;
  • использование чернил одного цвета (при выборе рукописного способа заполнения);
  • заполнению подлежат все поля формы, если не указано иное;
  • нельзя оставлять в акте неточности и помарки. Если ошибка была обнаружена уже после подписания, её можно исправить. Для этого аккуратно зачеркивается неверное значение, рядом прописывается корректное, ставится отметка «исправленному верить». Правки обязательно должны быть отдельно заверены подписями всех участников процедуры, указывается дата внесения изменений.

Только при соблюдении всех вышеперечисленных правил стороны смогут избежать неприятных последствий. Если акт будет признан незаконным, дело может дойти до судебного разбирательства.

Объясняем, как правильно заполнить бланк

По своей структуре форма КС-10 состоит из двух страниц, вторая из которых выполняется на оборотной стороне. Заполнению подлежит каждая из них.

Первый делом обратим внимание на шапку документа. Здесь необходимо отметить информацию об организации, а именно:

  • полное наименование со ссылкой на организационно-правовую форму юридического лица (ОАО, ООО и так далее);
  • коды согласно классификаторам (ОКПО, ОКПД).

Далее оставляем ссылку на официальную бумагу, выступающую основанием для сноса (номер, дата). Затем делаем отметку о том, что форма КС-10 утверждена в бухгалтерской учётной политике предприятия (дата утверждения, подпись руководителя с расшифровкой). Следующим шагом присваиваем настоящему акту уникальный номер для документооборота и хранения согласно утверждённой номенклатуре дел, прописываем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его составления.

Ниже по документу оставляем характеристику объекта, подлежащего сносу: наименование, собственник, технический паспорт.

Следующий шаг – заполнение таблицы. Здесь потребуется обозначить данные обо всех объектах, подлежащих сносу на конкретной территории. Указывается назначение постройки, год ввода в эксплуатацию, её характеристика, габариты (площадь, высота, объём) и её стоимость со ссылкой на оценку (дата, наименование оценочной организации). Если первой страницы оказалось недостаточно, таблица продолжается на оборотной стороне. В качестве резюме повторно указывается размер компенсации, подлежащей к уплате собственнику (прописью) и ссылка на оценку.

На этом процесс заполнения формы подходит к завершению. Своими подписями акт должны заверить все участники процедуры: члены комиссии, собственник и представитель администрации. Автографы обязательно расшифровываются. Только так официальная бумага будет обладать должной юридической силой. Необходимо учесть, что настоящий акт составляется в количестве экземпляров равном количеству принимающих участие сторон. Все копии равны по юридической значимости.