Досудебная претензия по взысканию упущенной выгоды – это документ, в котором одно лицо требует у другого выплатить ему денежные средства в качестве возмещения причинённых убытков в виде упущенной выгоды. Сегодня мы рассмотрим, что представляет собой категория упущенной выгоды, как правильно сформировать официальную бумагу и отправить причинителю ущерба.

Упущенная выгода

Упущенная выгода упоминается в положениях статьи 15 Гражданского кодекса РФ, является одной из разновидностей убытков. Предполагается, что лицо недополучило доходы, которые должно было бы получить при нормальном стечении обстоятельств. Упущенная выгода может стать следствием ненадлежащего исполнения обязательств или причинения прямого имущественного вреда, вреда здоровью. Субъектами подобных правоотношений выступают как рядовые граждане в случае невозможности осуществлять трудовую деятельность (в том числе и самозанятые), а также субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели и юрлица).

В качестве примера упущенной выгоды приведём распространённую ситуацию из практики:

Магазин розничной торговли перед праздником пасхи заказал крупную партию яиц у местного фермера. По условиям договора поставки фермер должен был самостоятельно доставить необходимое количество товара 10 апреля, однако не смог реализовать свою часть сделки вовремя, фактически исполнив свои обязательства лишь 17 апреля (праздник выпал на 16 число). Таким образом магазин по вине недобросовестного контрагента не смог продать яйца в сезон, когда они были востребованы, и, как следствие, недополучил выручку.

Такой пример можно назвать классическим в случае взыскания упущенной выгоды.

Роль претензии

Юридическую роль претензии в данном вопросе довольно тяжело переоценить, ведь она выполняет сразу несколько важных функций.

Во-первых, контрагенты предпринимают попытку урегулировать возникшую между ними конфликтую ситуацию мирным способом, без передачи дела в суд. Напоминаем, что споры между субъектами предпринимательской деятельности рассматриваются арбитражными судами.

Во-вторых, понёсшая убытки сторона таким образом реализует требования арбитражного процессуального законодательства. Так, Арбитражный процессуальный кодекс не позволяет потенциальному истцу по гражданскому делу сразу же выступать с исковым заявлением, выделяя стадию досудебного урегулирования спора в качестве обязательной.

Даже в том случае, когда конкретно ваш спор подсуден районному суду, а ГПК не обязывает отправлять претензию, сделать это всё равно можно. Таким образом стороны смогут рассчитывать на наиболее скорое разрешение спорного вопроса, ведь производство по судебному делу может тянуться несколько месяцев или даже лет.

Как отправить

Способ передачи копии претензии на ознакомление контрагенту играет довольно важную роль в успешности всей процедуры. Если речь идёт об арбитражном процессе, то суд должен быть уведомлен о том, что стороны соблюли досудебный порядок. Для этого истец прикладывает претензию к иску, передаёт в суд вместе с ним. Отметим, что сама по себе копия претензии не выступит подтверждением надлежащего уведомления, ведь потребуется ещё доказать, что она направлялась ответчику. Существует несколько способов для реализации такой процедуры.

Если документ вручается представителю контрагента нарочным способом, то есть из рук в руки, экземпляр, который остаётся у заявителя требований, должен быть заверен отметкой о получении противоположной стороной. Порой заполучить такую отметку крайне проблематично, ведь недобросовестный контрагент может всячески уклоняться от получения, пытаясь таким образом уйти от ответственности.

Практикующие юристы, как правило, даже не пытаются передавать претензии лично в руки, отдавая предпочтение услугам Почты России. Отправив заказное письмо с уведомлением о вручении, лицо получит это уведомление назад. Такой документ и выступит подтверждением надлежащего уведомления. Практика знает случаи, когда контрагент и в такой ситуации пытается опровергать факт ознакомления, ссылаясь на то, что в конверте была не претензия, а чистый лист бумаги или что-то ещё.

Рассказываем, как правильно составить досудебную претензию

Досудебную претензию принято формировать по тем же правилам, что и исковое заявление, за небольшими исключениями. Так, в шапке нам потребуется прописать, кому и от кого она предъявляется. В правом верхнем углу листа бумаги обозначим сведения о себе и контрагенте:

  • полное наименование компании со ссылкой на организационно-правовую форму;
  • ИНН, ОГРН, КПП;
  • юридический адрес;
  • ФИО руководителя и его должность.

Если вы не знаете такой информации о потенциальном ответчике, посмотреть её можно в реестре юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Онлайн-выписка заказывается в онлайн-формате через официальный сайт ИФНС.

Ниже по документу переходим к формированию основного блока претензии. Отмечаем, что между вами и контрагентом был заключён какой-то договор, а представитель противоположной стороны исполнил взятые на себя обязательства ненадлежащим образом, в результате чего вы понесли убытки в виде упущенной выгоды. Потребуется также привести расчёт той суммы, которую вы хотите удержать с контрагента.

Следующим шагом обращаемся к руководству компании, требуем выплатить вам определённую денежную сумму в твёрдой форме. Подписываем документ, передаём на рассмотрение любым способом из обозначенных выше. Теперь остаётся ждать 30 календарных дней, по факту истечения которых можно будет подать в суд, если, конечно, партнёр не выплатит деньги в добровольном порядке.

Примерный образец