Акт приёма-передачи объекта незавершенного строительства – это официальная бумага, подтверждающая, что одна сторона фактически передала, а другая в свою очередь приняла тот или иной объект строительства. Процедура всегда выполняется соответствующими документами.

Файлы для скачивания:

Роль акта

По своей юридической природе настоящий акт имеется двойственную природу: выступает в качестве учётной бухгалтерской бумаги и более подробно регулирует правоотношения между контрагентами. Разберём каждый аспект документа по отдельности.

Что касаемо бухучёта, то любой объект недвижимости должен быть отражён в документации предприятия соответствующим образом. Это также касается и объектов незавершенного строительства. Здание (сооружение) должно быть поставлено на баланс в соответствии с законом. Также главбух сможет на основании акта списать денежные средства на расчёт с контрагентом.

Если договор содержит в себе лишь намерения сторон совершить те или иные действия, то акт подтвердит фактическое исполнение обязательств. В настоящем случае речь идёт, как правило, о сделке по купле-продаже недвижимости. Подписывая официальную бумагу, стороны подтверждают, что у них нет друг к другу претензий. Любые дальнейшие споры могут происходить исключительно в судебном порядке.

Стороны

Сторонами в настоящем документе могут выступать любые лица, способные заключать сделки по купле-продаже. Это могут быть как юридические, так и физические лица, в том числе не занимающиеся предпринимательской деятельностью. Объектом незавершенного строительства может считаться жилой частный дом, который гражданин планирует дорабатывать самостоятельно.

Отметим, что интересы сторон также должны представлять конкретные лица. Для организаций это может быть кто-то из сотрудников или действующее по доверенности третье лицо (риелтор). Если речь идёт о физическом лице, то гражданин представляет сам себя. В любом случае потребуется оставить ссылку на уполномочивающую официальную бумагу (устав общества или доверенность).

Кто актирует приём-передачу

Закон не указывает на конкретную сторону, в обязанности представителя которой войдёт составление акта приёма-передачи. Этот вопрос контрагенты решают на месте в индивидуальном порядке. На практике принято, что это бремя ложится на представителя передающей стороны, которая должна как бы предоставить отчёт об объекте строительства, ознакомить принимающую сторону со всеми тонкостями и скрытыми недостатками. Если какая-то важная информация по объекту будет намеренно скрыта от покупателя, сделка может быть признана ничтожной.

Форма документа

В настоящий момент любой документ, призванный урегулировать правовые отношения между контрагентами в рамках гражданско-правовой сделки, может быть написан в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Акт приёма-передачи объекта незавершенного строительства также является частью этой группы официальных бумаг и не является исключением из общего ряда. Следует отметить, что организация, занимающаяся реализацией объектов незавершенного строительства, вправе самостоятельно разработать шаблон и использовать его на постоянной основе.

Свободная форам акта в свою очередь также предъявляет к его содержанию определённые требования. Среди них:

  • автографы представителей подлежат расшифровке;
  • обозначение реквизитов (дата, место, номер);
  • ссылка на основной договор;
  • деловой стиль языка.

Исполнить документ рекомендуется на чистом листе бумаги формата А4. Написать текст можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Это решение принимает составитель с учётом мнения контрагента. Вариант написания текста при всех прочих равных не может отразиться на юридической силе официальной бумаги. На практике всё же предпочтение стараются отдавать печатной форме.

Объясняем, как составить акт «на пальцах»

Для грамотного составления акта следует предварительно разбить его на четыре структурных элемента: реквизиты, информация о сторонах и их представителях, данные по объекту, подписи ответственных лиц.

Первым делом обратим внимание именно на реквизиты. В шапке официальной бумаги отмечаем, что она является приложением к заключённому ранее договору по купле-продаже объекта незавершенного строительства, оставив на него ссылку. Следующим шагом присваиваем настоящему акту уникальный номер для хранения и документооборота, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) её составления.

Далее прописываем информацию о сторонах. Для юридических лиц будет достаточным указать их полные наименования со ссылкой на организационно-правовую форму, а для физических – ФИО гражданина, серию и номер паспорта. Более подробные сведения к моменту составления акта уже прописаны в договоре, дублировать их необязательно. В этом же блоке оставляем данные по представителям: ФИО, должности (при наличии), ссылки на уполномочивающие бумаги.

Ниже по документу контрагенты утверждают важные для них положения. В качестве примера можно привести следующие:

  • фактический приём-передача объекта незавершенного строительства;
  • приём-передача сопутствующей документации;
  • расчёт с контрагентом;
  • ознакомление продавца со скрытыми недостатками объекта;
  • отсутствие взаимных претензий;
  • количество составленных экземпляров.

Напомним, что выше был представлен лишь примерный перечень моментов. Стороны вольны указывать и иные, если того требует ситуация.

Примерный образец

На этом процесс составления акта подходит к завершению. Своими автографами его должны заверить представители сторон, после чего официальная бумага обретёт должную юридическую силу. Необходимо учесть, что всего должно быть составлено как минимум два экземпляра документа, по одному для каждого из контрагентов. В теории можно подписать и третью копию для регистрирующего органа (если требуется).