Акт о совершении аморального поступка – это официальная бумага, утверждающая факт совершения сотрудником предприятия, выполняющим воспитательную функцию, поступка, идущего в разрез с принципами профессиональной этики. Процедура всегда сопровождается соответствующими документами.

Аморальный поступок

Статья 81 действующей редакции Трудового кодекса в качестве одного из поводов расторжения трудового договора в одностороннем порядке выделяет совершение сотрудником, выполняющим воспитательную функцию, аморального поступка. Ни один нормативный акт не содержит чёткого определения этого термина, однако под ним принято понимать ругань нецензурной бранью, необоснованное повышение голоса на воспитуемых, сексуальные домогательства и совершение прочих непотребств. Отметим, что такое поведение в отдельных случаях может стать основанием для возбуждения уголовного дела.

Воспитательная функция

Необходимо учесть, что уволить по такому основанию можно лишь работника, выполняющего воспитательную функцию. В его трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему этот пункт должен быть отмечен. Речь идёт о педагогах, преподавателях, репетиторах, тренерах и так далее.

Установление факта

Руководитель, заметивший нарушение законодательства, не может безосновательно уволить своего подчинённого. Любой приказ директора должен иметь под собой основание и обоснование. Под первым понимается ссылка на какой-то документ, нормативно-правовой акт, а под вторым объяснение действительных причин принятия решения. В качестве основания в настоящем случае выступит акт о совершении аморального поступка, устанавливающий факт его совершения.

Процедура

Установить факт и соответственно составить акт может любое лицо, ставшее очевидцем аморального поступка. Коллега, заметивший аморальное поведение, должен подозвать для актирования процесса ещё двух работников, которые выступят в качестве свидетелей. Всего в сформированной комиссии должно быть как минимум три человека. По общему правилу должности ответственного лица и свидетелей не имеют практического значения. Будет лучше, если члены комиссии представляют другое структурное подразделение и лично не знакомы с нарушителем. Так заключение будет максимально объективным и независимым. В противном случае нарушитель сможет попытаться оспорить законность акта, сославшись на личную неприязнь.

Сопроводительные бумаги

К составленному акту о совершении аморального поступка должно быть приложено ещё две официальные бумаги – докладная записка от ответственного сотрудника и объяснительная от нарушителя. В записке работник подробно описывает случившийся инцидент, предлагая директору применить соответствующие меры. В случае совершения любого правонарушения лицу предлагается мотивировать свой поступок. Возможно, коллеги неправильно поняли сложившуюся ситуацию и у человека были веские на то причины.

Нарушитель также должен расписаться в самом акте. Если давать объяснения и оставлять автограф в документе работник не желает, об этом составляются две отдельные официальные бумаги – акт об отказе дать объяснения и акт об отказе подписать акт. Все эти бумаги прикладываются к акту о совершении аморального поступка и передаются начальнику.

Форма документа

На сегодняшний день все официальные бумаги, составляемые в рамках трудовых правоотношений, пишутся в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Акт о совершении аморального поступка не является исключением из общего правила.

Отметим, что свободная форма документа также предъявляет определённые требования к содержанию официальной бумаги, а именно:

  • обозначение реквизитов;
  • наличие ссылок на иные нормативные акты (при необходимости);
  • деловой стиль языка;
  • соблюдение чёткой структуры (реквизиты, основная часть и автографы участников процедуры).

Исполнить текст официальной бумаги допускается одним из двух стандартных способов: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки и машинописным при помощи компьютерных средств. Выбор должен сделать ответственный сотрудник, зафиксировавший нарушение. Необходимо учесть, что способ изложения содержания не может отразиться на юридической силе документа. Как правило, написание настоящего акта носит экстренный характер и ни о каком печатном варианте речи идти не может.

Написать документ рекомендуется на чистом листе бумаги формата А4 или фирменном бланке предприятия. В первом случае сведения о компании придётся прописать вручную.

Объясняем, как правильно составить акт

Для удобства работы с официальной бумагой условно разделим её на четыре составные части: реквизиты, сведения об участниках процедуры, утверждение факта нарушения и подписи. Следует уделить должное внимание каждой из них.

Первым делом обратим внимание на реквизиты, присвоив настоящему акту уникальный номер для документооборота и хранения в фирме согласно утверждённой номенклатуре дел, оставив дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) составления.

Следующим шагом обозначаем ФИО и должности согласно штатному расписанию ответственного лица и свидетелей. Далее начинаем описывать случившийся инцидент, указав точное время обнаружения нарушения (может иметь решающее значение). Отмечаем, при каких обстоятельствах был совершён аморальный поступок, в чём именно он выражался. В качестве заключения предлагаем руководителю применить определённые меры в отношении нарушителя.

Примерный образец

На этом процесс составления настоящего акта подходит к завершению. Своими автографами (с расшифровкой) документ должны заверить ответственный сотрудник, свидетели и непосредственно сам нарушитель. В случае отказа составляем акт об отказе подписать акт. Итоговый подписанный вариант вместе с приложениями передаётся руководителю для принятия решения по кадровому составу.