Акт о расхождении по форме ТОРГ-2 – это документ, составляемый непосредственно при приёмке заказчиком (покупателем) товарно-материальных ценностей в случае обнаружения расхождений между должным количеством/качеством товаров с фактическим.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Когда необходимо составлять документ
При поставке товара заказчику происходит приёмка этого товара. ТМЦ (товарно-материальные ценности) подвергаются тщательному осмотру. Проводят как внешний осмотр товара, так и его взвешивание, пересчёт количества фактически поставленных ТМЦ. Если находятся расхождения с накладной, покупатель составляет акт о расхождении, отказываясь подписать накладную. Не имеет значения по чьей вине образовалась недостача (по вине перевозчика или продавца).
Поводом для составления акта о расхождении может быть даже малейшие недостатки в качестве товара, не говоря уже о недостаче. Сорванные пломбы, вскрытая упаковка, деформация упаковки и т.д. Акт составляется также в случае поставки ТМЦ в большем количестве, чем указано в накладной.
Моментом составления документа будет являться момент приёмки, при которой будет присутствовать представитель поставщика или транспортной компании.
Процедура составления акта
Так как документ будет иметь последствия для всех сторон договора (покупателя, поставщика и грузоперевозчика), составляется он в составе комиссии, в которую обязательно должны входить представители с разных сторон соглашения. Если для оценки ТМЦ необходимо обладать специальными знаниями или каким-то оборудованием, привлекается третья сторона. В качестве представителя третьей стороны будет выступать эксперт, который сделает объективное заключение по факту расхождения.
Члены комиссии в документе отмечают только те позиции из накладной, по которым обнаружены расхождения. Нет необходимости перечислять все наименования ТМЦ из поставленной партии.
Юридическая природа документа
Акт о расхождении сам по себе не порождает ответственность сторон, а является лишь основанием для претензии. Заверенный акт будет доказательством поставки некачественного товара или недостачи. Покупатель сможет оформить официальную претензию к виновникам и потребовать возмещения убытков, допоставку ТМЦ.
Форма ТОРГ-2
Акт составляется по разработанной и утверждённой Постановлением Госкомстата форме ТОРГ-2. Форма содержит в себе все необходимые для сторон моменты. Документ состоит из четырёх страниц формата А4 и членам комиссии необходимо заполнить их все. Заполнить форму можно на компьютере и распечатать уже готовый вариант, но можно также заполнить пустой бланк от руки шариковой ручкой. При приёмке товара всегда лучше иметь при себе бланки по форме ТОРГ-2.
Пошаговая инструкция по заполнению формы
Первым делом необходимо заполнить шапку документа. Здесь указывается организация, составившая акт (покупатель) и подразделение предприятия, на которое непосредственно поставлялись ТМЦ. Вносим информацию о коде организации по ОКПО и виду деятельности по ОКДП. Отмечаем документ, являющийся основанием для составления настоящего акта, и указываем его реквизиты (дату и номер). Здесь же вносим информацию о руководителе организации с указанием его должности и ФИО. Присваиваем документу номер и указываем дату его составления.
В следующей части документа вносится следующая информация:
- подробная информация о документах, сопровождающих поставку ТМЦ (с указанием дат их составления и номеров);
- фактическое место получения ТМЦ;
- способ, посредством которого была осуществлена связь с производителем, поставщиком ТМЦ;
- наименования и адреса организаций контрагентов. Если поставщик и грузоотправитель выражен в одном лице, дублируем информацию.
- если груз был застрахован, связываемся со страховой компанией и отмечаем её в документе.
Здесь же, на первой странице, указываем всю сопроводительную документацию (договор поставки, счета фактуры и др.). Далее отмечаем способ доставки товара на склад заказчика и всю необходимую транспортную информацию.
Ниже на первой странице необходимо будет заполнить таблицу. В таблице указывается время прибытия товара, его разгрузки и приёмки.
На этом первая страница формы заканчивается и можно переходить к заполнению второй. Вторая страница состоит из трёх таблиц, первая из которых несёт в себе информацию о ТС, на котором производилась перевозка товара, и о маркировке товара. В самой таблице указываем:
- какой именно пломбой был опломбирован товар;
- кол-во мест в транспорте, занимаемых ТМЦ;
- во что упакован товар;
- наименование товара, присвоенное производителем;
- единица измерения товара.
Под таблицей предлагается внести информацию о состоянии ТС, вскрытии пломб на грузе и других нарушениях. Если нарушена целостность пломбы или имеются другие нарекания к перевозчику и поставщику, заносим информацию в эту строку.
В следующую таблицу на второй странице вносится информацию о количестве и массе поставленных ТМЦ. Фактические показатели сравниваются с документацией поставщика. При наличии расхождений указывают точное значение.
Последняя таблица на второй странице содержит информацию о поставляемом товаре. Указываем его артикул, код по классификатору, сорт, количество, цену и общую стоимость партии товара.
Заполнение второй страницы формы окончено. Переходим к третьей.
На третьей странице поочерёдно отмечаем следующие моменты:
- условия хранения товара до его вскрытия при приёмке;
- состояние упаковки товара по итогам внешнего осмотра;
- информация о маркировке тары и дата её вскрытия;
- наименование организации, установившей пломбы на тару;
- информацию о проведённой проверке товара при приёмке.
В следующей таблице на третьей странице указываем фактически полученное количество товара и его стоимость, а также отклонения в значениях от документации поставщика. Здесь же высчитывается сумма недостачи.
Переходим к заполнению четвёртой, последней, странице формы ТОРГ-2. Здесь указываем следующие моменты:
- каким именно способом и где проводилось определение количества фактически поставленного товара;
- посредством каких приборов проводилась оценка количества/качества ТМЦ. Дата поверки прибора;
- описание обнаруженных дефектов (недостачи, излишков);
- члены комиссии могут выдвинуть свои предположения относительно причин образования недостачи.
По итогам всей имеющейся информации комиссия выносит решение о предъявлении претензии к поставщику или грузоперевозчику. В своём заключении комиссия обозначает точную сумму недостачи, которую необходимо взыскать с виновных.
Под выводом комиссии её члены оставляют свои подписи с указанием организаций, представителями которых они являются. Обязательна подпись представителя поставщика/грузоперевозчика.
Документ составляется, как минимум, в двух экземплярах. По одному для каждой из сторон договора.
После заверения автографами всех членов комиссии документ отправляется на подпись главному бухгалтеру предприятия. Последним пунктом в документе руководитель выносит решение о взыскании средств с поставщика (возмещение вреда, неустойка).