Акт дополнительных работ – это один из документов, составляемых в рамках строительства объекта или проведения ремонтных работ. Официальная бумага пишется в тех случаях, когда изначально запланированных работ оказывается недостаточно по тем или иным причинам. Как правило, это связано с неточностями в проектной документации.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Роль акта
Как уже было отмечено выше, акт является составной частью общего комплекса документов, составляемых в рамках осуществления подрядчиком строительных работ. Необходимость подписания настоящей официальной бумаги обуславливается выходом за рамки утверждённой сметы (более чем на 10 процентов). Заказчик должен объяснить контрагенту, какие именно дополнительные работы необходимо произвести, а также осуществить предварительный подсчёт необходимых материалов и денежных средств.
Процедура
Процедура составления акта дополнительных работ всегда подразумевает присутствие представителей всех сторон, принимающих участие в строительных работах:
- заказчик;
- генеральный подрядчик;
- подрядчик;
- представитель организации, разработавшей проектную документацию.
Только при условии подписания документа всеми вышеперечисленными лицами он будет обладать должной юридической силой. Процедура также подразумевает заключение дополнительного соглашения к договору строительного подряда, в соответствии с которым изменятся сроки осуществления работ, а также возрастёт их стоимость. Все расходы берёт на себя заказчик. Если общий объём вносимых изменений выходит за рамки утверждённой сметы более чем на 10%, придётся утвердить новую смету.
Причины
В акте обязательно должны быть отмечены причины, вследствие которых и возникла необходимость дополнительных работ. Ситуация может быть связана со значительным увеличением цен на строительные материалы, что, несомненно, станет поводом для пересмотра сметы. Если причиной станет вина одного из контрагентов, финансовые вопросы стороны будут решать в индивидуальном порядке.
Кто актирует процесс
Как уже было отмечено выше, составление акта всегда происходит в составе комиссии, однако закон не указывает на конкретную сторону, в обязанности которой входит написание документа. По общему правилу этим занимается представитель заказчика, так как именно это предприятие и оплачивает работы. Выбранный сотрудник должен обладать определёнными навыками работы с официальными бумагами, а также разбираться в строительстве, проектно-сметной документации.
Обычно акт пишет главный инженер или другой работник из руководящего состава.
Что отражается в официальной бумаге
Гражданское законодательство не содержит чёткого перечня моментов, которые обязательно должны быть отмечены в акте дополнительных работ. Сложившаяся практика (в том числе судебная) выработала примерный список положений, подлежащих отражению. К ним относят:
- кадровый состав комиссии;
- ссылка на проектную документацию;
- причины необходимости осуществления дополнительных работ;
- полный перечень требуемых к выполнению дополнительных работ (наименование и вид работ, оплата строителям, машинистам, затраты на строительные материалы);
- итоговая сумма, подлежащая доплате.
Форма документа
На сегодняшний день органы государственной власти позволяют составлять большую часть документации организаций в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Акт дополнительных работ не является исключением.
Отметим, что свободная форма документа также выдвигает определённые требования к его содержанию, а именно:
- обозначение реквизитов (дата и место составления, уникальный номер акта);
- ссылки на законодательство и иные нормативные акты (в том числе на проект);
- наличие подписей всех лиц, участвующих в процедуре;
- конкретная структура официальной бумаги (шапка, основная часть и автографы представители).
Написать текст акта допускается одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) и в печатном виде при помощи компьютерных средств. Этот вопрос решается индивидуально в каждом случае по согласованию между представителями сторон. Необходимо учесть, что юридическая сила документа не будет зависеть от способа изложения его содержания. Тем не менее рекомендуется отдать предпочтение именно машинописному варианту, так как настоящий акт является составной частью большого комплекса документов, вследствие чего он должен иметь презентабельный вид.
Объясняем, как правильно составить акт
По своей структуре официальную бумагу можно условно разделить на пять составных элементов: реквизиты, сведения о представителях, данные о проекте строительства, перечень необходимых дополнительных работ и подписи ответственных лиц. Следует уделить должное внимание каждому из них.
Начинаем составление с реквизитов. Присваиваем акту уникальный номер для документооборота и хранения согласно номенклатуре, затем оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его подписания.
Ниже по документу перечисляем кадровый состав комиссии, сформированной для утверждения доп. работ. Для каждого лица указываем его ФИО, должность согласно штатному расписанию, а также полное наименование организации, представителем которой он является.
Следующим этапом оставляем сведения об объекте строительства: адрес, ссылку на проектную документацию и причины, по которым стало необходимо проведение доп. работ.
Теперь членам комиссии необходимо утвердить перечень работ, их стоимость, оплату сотрудникам. Эта часть обычно выполняется в виде таблицы.
Примерный образец
На этом процесс составления акта подходит к концу. Как только представители организаций заверят документ своими подписями (с расшифровкой), он оберёт должную юридическую силу, а дополнительные работы будут официально утверждены. Отметим, что количество составляемых экземпляров зависит от количества принимающих участие сторон.