1. Общие положения

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет условия перевозок скоропортящихся грузов (далее - СПГ) открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах (далее - КРК), принадлежащих на праве собственности или аренды закрытому акционерному обществу "Объединенная Рефрижераторная Компания" (далее - ЗАО "ОРК"), а также организацию перевозок и порядок обслуживания КРК при указанных перевозках.

1.2. ЗАО "ОРК" является грузоотправителем СПГ и производит обслуживание перевозок СПГ в КРК и техническое обслуживание КРК.

1.3. Для перевозок СПГ используются КРК классов B и C типоразмеров 1C, 1CC, 1A, 1AA и 1AAA со встроенным несъемным холодильно-отопительным оборудованием (без навесных дизель-генераторов). Наружные (габаритные) размеры КРК должны совпадать с аналогичными параметрами универсальных крупнотоннажных контейнеров (далее - УКК) соответствующего типоразмера.

Холодильно-отопительное оборудование КРК должно обеспечивать поддержание температурного режима в грузовом помещении при средней температуре наружного воздуха от минус 40 °C до плюс 30 °C:

класса B - в пределах от плюс 12 °C до минус 10 °C включительно;

класса C - в пределах от плюс 12 °C до минус 20 °C включительно.

Общий коэффициент теплопередачи ограждений кузова КРК указанных классов (далее - коэффициент К) не должен превышать 0,40 Вт/(м2К).

1.4. КРК должны отвечать требованиям международного стандарта ИСО 1496-2-88.

1.5. КРК должны иметь маркировку установленного образца в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 30 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г. N 4765), и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 31 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г. N 4768).

КРК должны иметь опознавательные буквенные обозначения: класс B - FRB, класс C - FRC.

В соответствии с добавлением 1 к Приложению 1 к "Соглашению о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок", принятому Комитетом по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций и вступившему в силу с 21 ноября 1976 г. с поправками, внесенными по состоянию на 7 ноября 2003 г. (издание ООН, ECE/TRANS/165) (далее - СПС), на борту КРК должно находиться свидетельство СПС (или его заверенная фотокопия) на русском языке, выданное компетентным органом страны, в которой этот КРК был изготовлен или зарегистрирован. Значение коэффициента К, указанное в свидетельстве СПС или его заверенной копии, должно соответствовать значению коэффициента К, указанному в пункте 1.3 настоящего Положения. Свидетельство СПС или его заверенная фотокопия должны предъявляться ЗАО "ОРК" по первому требованию работников железнодорожных станций и контролирующих органов.

Если на КРК установлена табличка-свидетельство, приведенная в добавлении 3 к Приложению 1 к СПС, то она признается в качестве эквивалента свидетельства СПС. Табличка-свидетельство СПС должна сниматься с КРК, как только значение его коэффициента К становится более 0,40 Вт/(м2К) или по истечении срока действия свидетельства СПС.

1.6. В КРК перевозятся СПГ с охлаждением, отоплением или с неработающим холодильно-отопительным оборудованием (без охлаждения или отопления).

Перечень СПГ и предельные сроки их перевозки с охлаждением или отоплением по периодам года указаны:

для КРК класса B - в приложении N 1 к настоящему Положению;

для КРК класса C - в разделе I "Мясо, рыба, продукция молочной, маслосыродельной и жировой промышленности" "Перечня скоропортящихся грузов и предельных сроков их перевозки ОАО "РЖД" в рефрижераторных контейнерах" (далее - Перечень), утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 4 ноября 2004 г. N 3532р, и в приложении N 2 к настоящему Положению;

для КРК классов B и C - в приложении N 3 к настоящему Положению.

Свежие плоды и овощи допускаются к перевозке в КРК с охлаждением или отоплением в таре термически подготовленными (после хранения с поддержанием температурного режима).

Предварительно не охлажденные свежие плодоовощи, ягоды и бахчевые культуры, указанные в разделе II "Плодоовощи, ягоды, бахчевые культуры (все свежее)" Перечня, в КРК не перевозятся.

Перечень СПГ и предельные сроки их перевозки с неработающим холодильно-отопительным оборудованием (без охлаждения или отопления) по периодам года в КРК классов B и C указаны в приложениях N N 6 и 7 к настоящему Положению.

Периодами года в настоящем Положении считаются периоды, установленные в приложении N 6 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденным Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 37 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г. N 4762).

Требования к температуре СПГ при погрузке и температурный режим при их перевозке в КРК классов B и C с охлаждением или отоплением указаны в приложении N 4 к настоящему Положению.

Требования к температуре СПГ при погрузке в КРК при перевозке с неработающим холодильно-отопительным оборудованием (без охлаждения или отопления) указаны в приложении N 5 к настоящему Положению.

В одном КРК разрешается совместная перевозка СПГ разных наименований, не выделяющих и не воспринимающих запахи, имеющих одинаковые условия перевозки и способ обслуживания. При такой совместной перевозке срок доставки СПГ не должен превышать наименьшего предельного срока перевозки, установленного для наименее стойкого к порче скоропортящегося груза в разделе I Перечня и в приложениях N N 1, 2, 3, 6 и 7 к настоящему Положению.

Допускается перевозка в КРК нескоропортящихся продовольственных грузов (мука, крупа, макаронные изделия, сахар, масло растительное, водка, мед и другие нескоропортящиеся продовольственные грузы), а также непродовольственных тарно-штучных грузов (продукция парфюмерной, косметической, медицинской, фармацевтической промышленности, кинопленка и другие непродовольственные тарно-штучные грузы), не оказывающих вредного влияния на внутреннее оборудование КРК.

Нескоропортящиеся продовольственные и непродовольственные тарно-штучные грузы перевозятся в КРК с неработающим холодильно-отопительным оборудованием (без охлаждения или отопления).

1.7. Перевозка СПГ, нескоропортящихся продовольственных и непродовольственных тарно-штучных грузов в КРК производится на сцепах специализированных электрифицированных фитинговых платформ (далее - платформы) с вагоном дизель-электростанцией со служебным помещением (далее - сцепы с ВДЭ) или с рефрижераторной секцией (далее - сцепы с ГРПС). При этом используются собственные или арендованные ЗАО "ОРК" платформы, вагоны дизель-электростанции со служебным помещением (далее - ВДЭ), рефрижераторные секции.

ВДЭ, рефрижераторная секция размещаются в середине сцепа. По обе стороны ВДЭ или рефрижераторной секции равномерно распределяются две группы платформ сцепа.

При формировании сцепа на базе ГРПС разбивка рефрижераторных секций и перестановка рефрижераторных вагонов секций недопустима, так как при этом нарушается дистанционное управление холодильно-отопительными установками рефрижераторных вагонов и дистанционный контроль температуры в их грузовых помещениях.

В составе сцепов с гружеными КРК могут также следовать платформы с порожними КРК, гружеными и порожними УКК, а также порожние и груженые рефрижераторные вагоны.

Размещение и крепление КРК на платформах производится в соответствии с Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденными МПС России 27 мая 2003 г. N ЦМ-943.

При перевозке КРК с СПГ в режимах охлаждения или отопления на одну платформу, имеющую базу 9294 или 9720 мм, устанавливаются не более двух 20-футовых КРК или один 40-футовый КРК; на одну платформу, имеющую базу 13900, 14400 или 14720 мм, устанавливаются не более двух 20-футовых КРК, или один 40-футовый КРК, или один 20-футовый КРК и один 40-футовый КРК.

Установка КРК на платформу сцепа производится:

одного КРК с грузами в режимах охлаждения/отопления, с неработающим холодильно-отопительным оборудованием (без охлаждения или отопления) или порожнего КРК - холодильно-отопительным оборудованием к ВДЭ;

двух КРК с грузами в режимах охлаждения/отопления, с неработающим холодильно-отопительным оборудованием (без охлаждения или отопления) - дверями вовнутрь, а двух порожних КРК - дверями наружу.

1.8. Допустимое количество груженых 20- и 40-футовых КРК с СПГ в режимах охлаждения или отопления, одновременно перевозимых на сцепе с ВДЭ, устанавливается на основании расчета баланса мощности, производимой дизель-генераторами ВДЭ, и мощности, потребляемой холодильно-отопительными установками всех находящихся на сцепе груженых КРК, в зависимости от рода груза, температурного режима перевозки, периода года и технических характеристик холодильно-отопительных установок КРК.

Допустимое количество одновременно перевозимых на каждой половине сцепа с ВДЭ груженых 20- и 40-футовых КРК с СПГ в режиме охлаждения в летний и при положительной температуре наружного воздуха в переходный периоды года или в режиме отопления в переходный при отрицательной температуре наружного воздуха и зимний периоды года в зависимости от использования ВДЭ 5-вагонной рефрижераторной секции постройки ОАО "Брянский машиностроительный завод" (далее - секция БМЗ) или завода Дессау, Германия (далее - секция ЦБ-5) указано в приложениях N N 8, 9 и 10 к настоящему Положению.

1.9. При перевозке груженых КРК с СПГ в режимах охлаждения или отопления на сцепах платформ с ГРПС, подключенных в целях обеспечения температурного режима в КРК к ВДЭ ГРПС (сцепы с ГРПС), с одной стороны ВДЭ рефрижераторной секции разрешается прицепка только одного или двух груженых рефрижераторных вагонов с СПГ в режимах охлаждения или отопления.

Допустимое количество груженых 20- и 40-футовых КРК с СПГ в режимах охлаждения или отопления, одновременно перевозимых на половине сцепа с ГРПС, не включающей рефрижераторный вагон, аналогично указанным в приложениях N N 8, 9 и 10 к настоящему Положению.

Допустимое количество одновременно перевозимых груженых 20- и 40-футовых КРК на половине сцепа с ГРПС, включающей груженые рефрижераторные вагоны с СПГ в режимах охлаждения или отопления, зависит от количества груженых рефрижераторных вагонов в этой половине сцепа с ГРПС и устанавливается на основании расчета баланса мощности, производимой одним дизель-генератором ВДЭ рефрижераторной секции, и мощности, потребляемой холодильно-отопительными установками всех находящихся в этой половине сцепа с ГРПС груженых КРК и рефрижераторных вагонов в зависимости от температурного режима перевозки, периода года и технических характеристик холодильно-отопительных установок КРК и рефрижераторных вагонов.

Допустимое количество одновременно перевозимых на половине сцепа с ГРПС, включающей груженые рефрижераторные вагоны с СПГ в режимах охлаждения или отопления, груженых 20- и 40-футовых КРК с СПГ в режиме охлаждения в летний и при положительной температуре наружного воздуха в переходный периоды года или в режиме отопления в переходный при отрицательной температуре наружного воздуха и зимний периоды года в зависимости от количества в этой половине сцепа груженых рефрижераторных вагонов секций БМЗ или ЦБ-5 указано в приложениях N N 11, 12, 13, 14, 15 и 16 к настоящему Положению.

При включении в каждую половину сцепа с ГРПС двух груженых рефрижераторных вагонов в летний период года при перевозках в КРК СПГ с охлаждением разрешается использовать только секцию ЦБ-5.

1.10. В рефрижераторных вагонах перевозятся СПГ с охлаждением или отоплением, а также с неработающим холодильно-отопительным оборудованием (без охлаждения или отопления) в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, кроме предварительно не охлажденных свежих плодоовощей, указанных в приложении N 3 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.

К перевозке в рефрижераторных вагонах в отдельные период и месяцы года допускаются термически подготовленные (после хранения с поддержанием температурного режима) свежие плоды и овощи в таре, перечень и предельные сроки перевозки которых указаны в приложении N 3 к настоящему Положению, при поддержании температурного режима от плюс 5 до плюс 2 градусов Цельсия. Температура предъявления указанных грузов к перевозке - от плюс 5 до плюс 2 градусов Цельсия.

В одном рефрижераторном вагоне разрешается совместная перевозка СПГ разных наименований, не выделяющих и не воспринимающих запахи, имеющих одинаковые условия перевозки и способ обслуживания. При такой совместной перевозке срок доставки всех СПГ в одном рефрижераторном вагоне не должен превышать наименьшего предельного срока перевозки, установленного для наименее стойкого к порче СПГ в приложениях N N 1, 2, 4 и 5 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов и в приложении N 3 к настоящему Положению.

1.11. Перевозка на сцепах порожних и груженых КРК и УКК, а также в составе сцепов порожних и груженых рефрижераторных вагонов производится без расцепки сцепов на всем пути следования в сопровождении обслуживающей бригады механиков ЗАО "ОРК" с одной железнодорожной станции отправления на одну железнодорожную станцию назначения.

Если на/в сцепе одновременно перевозятся КРК с СПГ в режимах охлаждения, отопления или с неработающим холодильно-отопительным оборудованием (без охлаждения или отопления), КРК с нескоропортящимися продовольственными и непродовольственными тарно-штучными грузами, рефрижераторные вагоны с СПГ в режимах охлаждения, отопления или с неработающим холодильно-отопительным оборудованием (без охлаждения или отопления) и груженые УКК, то общий срок доставки всех грузов на/в сцепе не должен превышать наименьшего предельного срока перевозки СПГ на/в этом сцепе.

На свободных местах платформ сцепа могут перевозиться груженые КРК с СПГ с неработающим холодильно-отопительным оборудованием (без охлаждения или отопления), нескоропортящимися продовольственными или непродовольственными тарно-штучными грузами или порожние, а также груженые или порожние УКК.

Допускается перевозка порожних КРК и КРК с нескоропортящимися продовольственными и непродовольственными тарно-штучными грузами с неработающим холодильно-отопительным оборудованием (без охлаждения или отопления) повагонными отправками (комплектами на вагон) на собственных или арендованных одиночных фитинговых платформах без сопровождения (далее - одиночные платформы). В этом случае ответственность за сохранность КРК и их холодильно-отопительного оборудования несет ЗАО "ОРК".

1.12. Обслуживающая бригада механиков ЗАО "ОРК" выполняет функции проводников (далее - механики-проводники) в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными Приказом МПС России от 18 ноября 2003 г. N 38 (зарегистрирован Минюстом России 30 ноября 2003 г. N 4864). Механики-проводники должны иметь удостоверения установленной формы, выдаваемые железнодорожной станцией отправления.

Механики-проводники несут ответственность за сохранность и качество грузов при перевозке, сохранность КРК, оборудования КРК, ВДЭ, рефрижераторной секции.

Механики-проводники выполняют техническое обслуживание ВДЭ, рефрижераторной секции, сцепа и КРК, находящихся на сцепе, при загрузке и выгрузке из них грузов, в пути следования, а также в период нахождения КРК на площадке специализированного контейнерного терминала, контролируют установку и снятие груженых и порожних КРК на (с) платформы сцепа, осуществляют подключение (отключение) КРК к (от) источнику энергоснабжения, обеспечивают поддержание температурного режима в КРК. При необходимости механики-проводники производят текущий ремонт дизель-генераторов и другого оборудования в ВДЭ, оборудования КРК, сцепа и рефрижераторной секции. О проведенном ремонте и выполненном техническом обслуживании делается запись в рабочем журнале формы ВУ-85 (далее - рабочий журнал), которая заверяется подписью руководителя механиков-проводников.

1.13. Энергоснабжение холодильно-отопительного оборудования КРК, перевозимых на сцепе, осуществляется централизованно от дизель-генераторов ВДЭ или рефрижераторной секции (ГРПС), находящихся постоянно в составе сцепа.

Энергоснабжение оборудования груженых СПГ КРК, снятых с платформ сцепа на контейнерном терминале, осуществляется от постороннего источника трехфазного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц. При отсутствии возможности подключения груженых СПГ КРК к постороннему источнику тока СПГ из КРК должны быть выгружены или груженый КРК с СПГ должен быть вывезен ЗАО "ОРК" с железнодорожной станции не позднее чем через 6 часов после отключения этого КРК от электросети сцепа.

1.14. Контроль за температурой внутри грузового помещения КРК осуществляется с помощью электронного запоминающего устройства, ленточного термографа-самописца или любым другим доступным способом.

1.15. Перевозка груженых и порожних КРК производится между железнодорожными станциями, открытыми для операций с УКК массой брутто от 20 до 30 тонн в местах общего и необщего пользования, указанными в Тарифном руководстве N 4.

Отправление КРК на железнодорожную станцию назначения, открытую для работы с УКК, производится только при наличии на железнодорожной станции отправления письменного согласия грузополучателя на прием и своевременный вывоз КРК с контейнерного терминала железнодорожной станции назначения.

Перевозка грузов в КРК с участием железнодорожных станций, не открытых для операций с УКК, может производиться при наличии соответствующего договора между железной дорогой, в состав которой входит станция отправления груза, и ЗАО "ОРК" и железной дорогой, в состав которой входит станция назначения груза, и ЗАО "ОРК" или грузополучателем в соответствии с пунктом 10 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах.

1.16. КРК, направляемые под погрузку грузов, должны быть исправными в техническом и коммерческом отношении, чистыми, не содержать остатков груза и мусора.

1.17. Погрузка (выгрузка) грузов в (из) КРК в местах общего и необщего пользования обеспечивается ЗАО "ОРК", грузополучателями в соответствии со статьей 21 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта).

1.18. В местах общего пользования погрузка груженых и порожних КРК на сцепы, автомобили и выгрузка КРК со сцепов, автомобилей обеспечивается ОАО "РЖД" за счет ЗАО "ОРК", грузополучателей, а в местах необщего пользования выполнение этих операций обеспечивается ЗАО "ОРК", грузополучателями в соответствии с пунктом 18 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах.

1.19. СПГ в КРК в режимах охлаждения, отопления и с неработающим холодильно-отопительным оборудованием (без охлаждения или отопления) перевозятся только большой скоростью.

При совместной перевозке на сцепе КРК с СПГ, нескоропортящимися продовольственными и непродовольственными тарно-штучными грузами, груженых УКК и рефрижераторных вагонов перевозка всех грузов на сцепе, а также порожних КРК, УКК и рефрижераторных вагонов на/в сцепе производится большой скоростью.

1.20. Схемы перевозок КРК на сцепах совместно с рефрижераторной секцией применяются после определения ФСТ России порядка тарификации указанных перевозок с внесением изменений и дополнений в Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры" установленным порядком.