5.8. Цель и основные принципы формирования комплексной оценки состояния железнодорожного пути на основе анализа обработки результатов работы диагностических средств

5.8. Цель и основные принципы формирования комплексной
оценки состояния железнодорожного пути на основе анализа
обработки результатов работы диагностических средств

При комплексной оценке процесса и управленческой деятельности речь может идти о контроллинге - оценке выполнения плана и об эффективности процесса.

В ЕК АСУИ также должны быть определены, т.е. отнесены к определенной подсистеме все виды комплексных оценок:

а) комплексная оценка технологических процессов диагностирования объектов пути и сооружений;

б) комплексная оценка технологических процессов работ текущего содержания пути и сооружений;

в) комплексная оценка технологических процессов ремонта объектов пути и сооружений;

г) комплексная оценка состояния ресурсов (средств диагностики, ремонтных машин и т.д.);

д) комплексная оценка состояния путевой инфраструктуры и другие оценки.

Перечисленные комплексные оценки при практическом применении должны быть детализированы или, наоборот, обобщены на основании конкретизации рассматриваемых систем, объектов или процессов в зависимости от уровня управления путевого хозяйства. Таким образом, комплексная оценка, ее полнота, достоверность и форма представления определяется конкретным управленческим решением, подготовка которого осуществляется на линейном, дорожном или сетевом уровне управления.

В частности, для решения задач планирования работ комплексная оценка состояния железнодорожного пути служит для определения потребности объемов и конкретных участков железнодорожного пути, нуждающихся в дополнительном (специальном) диагностировании, в проведении работ текущего содержания или ремонта пути.

Задача выявления нестабильных участков пути приводит к тому, что эти участки должны быть специально дополнительно диагностированы для определения конкретных причин нестабильности и разработки мероприятий по усилению участка.

Комплексный подход по оценке состояния объектов инфраструктуры позволяет сократить затраты на содержание и ремонт пути. Этот результат может быть достигнут за счет сокращения плановых поездок диагностических средств и применения технологии оценки состояния пути на основе мониторинга, краткосрочного и среднесрочного прогнозирования состояния объектов инфраструктуры. Также для реализации проекта комплексного подхода к решению задач по оценке состояния объектов инфраструктуры потребуется создание нормативной базы, которая должна обеспечивать возможность комплексной автоматизированной оценки состояния объектов инфраструктуры с автоматизированным определением потребных сроков, объемов работ по текущему содержанию и ремонтам, а также оценкой последствий изменения этих сроков. Предлагаемые пути решения задачи комплексной оценки объектов инфраструктуры совпадают с перспективными решениями руководства ОАО "РЖД", Министерства транспорта Российской Федерации.

Открытие скоростного движения в России требует специальной инфраструктуры, новых технических средств ее диагностики и коренной переработки почти всей нормативно-технической документации. Необходимо классифицировать все средства диагностики, порядок их применения и периодичность контроля, состав контролируемых параметров и характеристик состояния объектов инфраструктуры, достаточную степень точности, порядок оперативного использования данных для обеспечения безопасности движения поездов, порядок сбора и сроки хранения данных, технологию экспорта в информационное пространство ОАО "РЖД". Для осуществления задачи оптимизации системы эксплуатации и управления диагностики нужно реализовать следующие мероприятия:

а) поэтапный вывод из эксплуатации съемных средств контроля;

б) создание механизма комплексной оценки состояния пути с прогнозом предотказного состояния путевого хозяйства в соответствии с группой стандартов УРРАН с целью формирования планов по ремонтам и текущему содержанию пути в условиях ресурсных ограничений;

в) пересмотр периодичности контроля в зависимости от классов и категорий, условий эксплуатации и конструкции железнодорожного пути, а также гарантийного срока эксплуатации рельсов.