5.7. Цель и основные задачи автоматизации обработки измерительных данных средств диагностики для принятия управленческих решений

5.7. Цель и основные задачи автоматизации обработки
измерительных данных средств диагностики для принятия
управленческих решений

5.7.1. В настоящее время в рамках УРРАН-RAMS реализуется технология определения предотказного состояния инфраструктуры с целью оценки текущего состояния инфраструктуры, прогнозирования ее развития и планирования ремонтов исходя из ее фактического состояния.

Для получения реальной оценки состояния инфраструктуры объектов железнодорожного транспорта необходимо учитывать как отказы, так и неисправности технических средств, причем дифференцированно. Дифференцированный учет необходим в связи с тем, что отказ технического средства - более тяжелый случай неисправности, позволяющий делать выводы либо о внутренних дефектах самого устройства, либо о нарушениях порядка его эксплуатации, технического обслуживания, либо о предельном износе самого устройства или его элементов и в связи с этим подлежит обязательному расследованию.

Основой для инициирования расследования отказов технических средств должны стать источники объективной информации: данные расшифровки скоростемерных лент локомотивов, показания напольных устройств, данные вагонов-путеизмерителей, дефектоскопных средств, средств видеоконтроля с автоматизированной системой расшифровки результатов контроля, лабораторий автоматики и телемеханики, энергетики и диагностических комплексов, что позволит уйти от влияния человеческого фактора и избежать намеренного сокрытия информации. Комплексный массив информации о дефектах и неисправностях, получаемый по результатам проездов диагностических комплексов, может стать основой для формирования базы данных КАСАНТ или позволит производить расчеты показателей УРРАН-RAMS (рис. 8).

Рис. 8. Схема оперативного обмена информацией
между мобильными средствами диагностики, ДИЦДМ, ЦУСИ

Дальнейшее совершенствование этой системы в рамках УРРАН-RAMS должно быть реализовано по следующим направлениям:

а) разработать для съемных и мобильных средств контроля систему автоматизированной поддержки принятия решений о степени дефектности рельсов на основе прогнозной модели до достижения предельно допустимых значений дефектности с целью снижения непроизводительных потерь от изъятия дефектных и остродефектных рельсов;

б) создание на базе единой корпоративной автоматизированной системы управления инфраструктурой (ЕК АСУИ) автоматизированной системы сбора и анализа измерительной информации, получаемой с диагностических средств с ее высокоточной координатной привязкой и обеспечивающей выдачу заданий на работы по текущему содержанию пути по его фактическому состоянию;

в) продолжить начавшийся в 2014 году процесс по двухсторонней интеграции всех измерительных систем, диагностирующих инфраструктуру, с Единой корпоративной автоматизированной системы управления инфраструктурой (ЕК АСУИ). Переход средств с собственных внутренних баз данных на работу с единой технологической базой данных объектов инфраструктуры (ЕТБ ОИ ЕК АСУИ) позволит производить расшифровку измерительной информации на единой базе объектов инфраструктуры с единой нормативно-справочной информацией. Обратная связь позволит системе принять обнаруженные дефекты, отступления, неисправности, а также интегральные показатели, привязанные к ЕТБ ОИ. Все разработчики измерительного оборудования должны представлять в соответствующее управление ОАО "РЖД" динамические библиотеки чтения форматов каждой измерительной системы.

Все данные видео- и фотосъемки, записываемые мобильными и съемными диагностическими средствами, должны экспортироваться в информационное пространство ОАО "РЖД" в открытом формате с файлом, уточняющим привязку к путейской и географической координате.

5.7.2. Развитие системы ЕКАСУИ ДМ для вертикали ЦДИДМ.

Предусмотрен перевод и развитие системы ЕСМД П в части реализации функциональности планирования, учета и контроля проездов и проходов средств диагностики, а также учета результатов проходов.

Функциональность системы расширена подсистемой ведения паспортных данных средств диагностики и будет дополнена подсистемой по управлению техобслуживанием и ремонтом средств диагностики.

В рамках развития функциональности системы также обязательна настройка интеграционных решений системы ТСИ со всеми бортовыми системами диагностических средств.

Реализация данной задачи предполагает расширение интеграционных механизмов единой корпоративной автоматизированной системы управления инфраструктурой (далее - ЕК АСУИ) в части двухстороннего обмена данными между функциональными компонентами ЕК АСУИ и бортовым программным обеспечением технических средств диагностики:

а) автоматизированная передача данных по паспортам участков инфраструктуры из ЕТБ ЕК АСУИ в локальные базы данных бортового программного обеспечения, что в перспективе позволит перейти на единый паспорт для всех средств диагностики различных производителей, обеспечить ведение единого централизованного источника данных об объектах инфраструктуры;

б) автоматизированная передача данных о выявленных отступлениях от норм содержания инфраструктуры.

В целевом состоянии все технические средства диагностики, оснащенные вычислительными модулями (или их интерпретаторы), должны быть включены в интеграцию с ЕК АСУИ.

Развитие интеграционных механизмов также запланировано в части настройки взаимодействия системы ТСИ с системами мониторинга, размещенными на объектах инфраструктуры, фиксирующими отклонения от нормального режима функционирования. Данная модификация системы позволит повысить оперативность получения и контролируемость сведений об отклонениях состояния объектов от нормального режима функционирования.

В целевом виде система ЕКАСУИ ДМ состоит из следующих модулей:

а) единая технологическая база средств диагностики (далее - ЕТБ ДМ);

б) типовая система управления работой средств диагностики (далее - ТС-2 ДМ);

в) типовая система управления техобслуживанием и ремонтом средств диагностики (далее - ТОиР ДМ) ЕК АСУИ;

г) интеграционный модуль взаимодействия со средствами диагностики;

д) единое хранилище данных ДМ.

В настоящее время ЦДИДМ не обладает специализированной системой, обеспечивающей ведение паспортов технических средств диагностики в едином хранилище с использованием типовых инструментов на всей сети дорог. Система ЕТБ ДМ станет основой для развития самостоятельной отраслевой системы Управления диагностики и мониторинга в составе общей для всех управлений центральной дирекции инфраструктуры системой ЕК АСУИ.

Объектами автоматизации являются все технические средства диагностики, используемые для мониторинга за состоянием инфраструктуры хозяйств пути.

В рамках ЕТБ ДМ предполагается автоматизация следующих задач:

а) учет средств диагностики, хранение и ведение данных по классификации и характеристикам средств диагностики;

б) создание, редактирование данных по средствам диагностики;

в) хранение, ведение данных по организационной структуре управления диагностики и мониторинга инфраструктуры (далее - ЦДИДМ).

Типовая система управления работой средств диагностики (ТС-2 ДМ). В рамках ТС-2 ДМ предполагается автоматизация следующих задач:

а) ведение нормативно-справочной информации, регламентирующей периодичность контроля состояния объектов инфраструктуры в зависимости от эксплуатационных условий;

б) планирование проходов/проездов средств диагностики согласно нормативно-справочной информации (далее - НСИ);

в) формирование графиков и маршрутов проездов/проходов средств диагностики с проверкой нормативных значений выполнения объемов и исполнения периодичности контроля состояния объектов инфраструктуры;

г) межхозяйственное планирование совместных проездов, в том числе планирование проездов диагностического поезда;

д) планирование проходов/проездов средств диагностики сетевых станций;

е) формирование суточных заданий на проезд средств диагностики;

ж) учет и контроль проходов/проездов средств диагностики;

з) учет и контроль результатов проездов средств диагностики;

и) формирование отчетных форм сетевого территориального и линейного уровня, в том числе с возможностью построения отчетных форм по запросу пользователя.

Типовая система управления техобслуживанием и ремонтом средств диагностики (ТОиР ДМ ЕК АСУИ). В рамках ТОиР ДМ предполагается автоматизация следующих задач:

а) ведение нормативно-справочной информации, регламентирующей периодичность проведения технического обслуживания и ремонта средств диагностики;

б) планирование, учет и контроль текущего обслуживания средств диагностики;

в) контроль состояния средств диагностики: планирование и учет регламентных проверок состояния средств диагностики, в том числе с возможностью интеграции с системами по учету пробега средств диагностики для подвижной части, а также учет неисправностей;

г) формирование отчетных форм сетевого территориального и линейного уровней, в том числе с возможностью построения отчетных форм по запросу пользователя. Формирование экрана ремонтов (какое средство будет проходить ремонт помесячно).

Интеграционный модуль взаимодействия со средствами диагностики:

а) передача данных по НСИ и заданиям на проходы/проезды диагностических средств;

б) получение данных о результатах проездов/проходов диагностических средств;

в) получение данных о неисправностях объектов, выявленных средствами мониторинга состояния, размещенных на объектах инфраструктуры.

Единое хранилище данных (далее - ЕХД) ДМ:

а) создание единой модели хранения и управления информационными ресурсами;

б) предоставление полномочий и ограничений данных на работу в ЕХД;

в) каталогизация и структуризация хранения документов;

г) хранение первичных диагностических файлов в формате бортового программного обеспечения диагностических средств;

д) хранение медиаинформации (фото, чертежи, сканированные документы, видео и т.п.);

е) ведение версионности документов: учет и хранение документации, обновление ее содержания в ходе изменений;

ж) обеспечение оперативного доступа к требуемым документам;

з) управление документом как объектом на всем протяжении его жизненного цикла;

и) ведение истории изменений документов.

Таким образом, в целевом виде функциональность ЕК АСУИ обеспечивает автоматизацию основных задач по вертикали основной деятельности ЦДИДМ. На рис. 9 представлена типовая схема автоматизации ЦДИДМ <*>.

--------------------------------

<*> Рис. 9 не приводится.